Итоги деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в 2011 году

Деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Краснодарского края, органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в области защиты населения и территорий края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году была сосредоточена на решении задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба при их возникновении, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, реализации мер по всесторонней защите населения края от потенциальных опасностей различного характера.

Совершенствовалось взаимодействие органов исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти на основе реализации соглашения между МЧС России и администрацией Краснодарского края о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий поиска и спасания людей на водных объектах.

Совершенствовалась система антикризисного управления, приняты меры по повышению эффективности деятельности центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.

Продолжено наращивание и развитие сил территориальной подсистемы РСЧС края, приняты меры к совершенствованию технической оснащенности аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и иных формирований, обеспечивающих повышение их возможностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Целенаправленно осуществлялся комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Совершенствовалась оснащенность подразделений федеральной и краевой группировки Государственной противопожарной службы специальной техникой и современными огнетушащими средствами, направленных на повышение эффективности деятельности гарнизонов пожарной охраны и спасательных формирований.

Выполнен комплекс мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, устойчивости функционирования потенциально опасных объектов, объектов систем жизнеобеспечения и социального назначения в чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований создан резерв финансовых и материальных ресурсов, в основном обеспечивающих выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, первоочередному обеспечению жизнедеятельности пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения. Проводились мероприятия по восполнению резерв финансовых и материальных ресурсов до установленных норм.

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

В 2011 году на территории Краснодарского края в соответствии с критериями, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004 года №329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях», зарегистрировано 26 чрезвычайных ситуаций.

В 2011 году в чрезвычайных ситуациях пострадало 104 человека, в том числе погибло 8 человек, все в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, 96 человек получили ущерб здоровью.

Оценка риска потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения и территорий

Эффективность деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края по выполнению комплекса мер, направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и иных опасностей, обеспечения его жизнедеятельности может быть оценена через различные показатели.

Обобщенным показателем уровня риска для жизнедеятельности населения является средняя величина индивидуального риска. Численное значение этой величины для Краснодарского края определяется отношением количества пострадавших (погибших) от различных потенциальных опасностей к численности населения края.

Основные потенциальные опасности для населения края представляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера и происшествия (пожары, несчастные случаи на водных объектах, дорожно-транспортные происшествия и иные).

Численность населения на 1.01.2011г. - 5229,2 тыс. человек (по данным статистического управления Краснодарского края).

В 2011 году произошло снижение значения показателя индивидуального риска по большинству видов потенциальных опасностей, как в сравнении с прошедшим годом, так и среднегодовыми значениями за 5 лет, что определяется, главным образом, качеством профилактической работы и оперативностью реагирования в рамках территориальной подсистемы РСЧС.

Пожарная безопасность

Наибольше количество пожаров происходит в жилом секторе (2930) и на транспортных средствах (635).

Наиболее распространенными причинами пожара по-прежнему являются неосторожное обращение с огнем (1627 случаев) и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (982 случая).

За 2011 год в Краснодарском крае было осуществлено 14130 выездов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. На территории края было зарегистрировано 4168 пожаров, на которых погибло 334 человека, травмировано 313 человека, спасено 4566 человека.

Для сокращения показателей оперативного реагирования, с личным составом подразделений организованы и проведены: 1798 занятий по оперативно-тактическому изучению районов выездов пожарных частей; 3682 занятия с практической отработкой планов и карточек тушения пожаров; 2824 занятия по решению пожарно-тактических задач.

На территории 18 гарнизонов пожарной охраны (Анапский, Апшеронский, Армавирский, Геленджикский, Горячеключевской, Ейский, Кавказский, Краснодарский, Крымский, Лабинский, Мостовской, Отрадненский, Новороссийский, Северский, Сочинский, Туапсинский, Абинский, Белореченский) расположены лесные массивы.

В Краснодарском крае в 2011 г. произошло 8 лесных пожаров, общей площадью 12,3 га.

В зоне ответственности подразделений противопожарной службы Краснодарского края находится 296 населенных пунктов с населением 404,7 тысяч человек, 30 участковых больниц, 21 социально-значимых объекта, 104 средних образовательных учреждения и 101 детских дошкольных учреждения.

Развитие сил и средств пожарной охраны

В 2011 году подразделениями ФПС Краснодарского края активно внедрялись новые средства пожаротушения.

Вопрос внедрения и использования наукоемкой и дорогостоящей техники и технологий в области пожаротушения в подразделениях ФПС Краснодарского края находится на особом контроле у руководства Главного управления.

В целях усиления группировки федеральной противопожарной службы в Краснодарском крае построено и введено в боевой расчет подразделение ФПС на 4 машиновыезда, штатной численностью 50 человек (в результате перераспределения штатной численности). Данное подразделение ПЧ-35 10-ОФПС по Краснодарскому краю расположено в Нижнеимеретинской низменности г.Сочи и предназначена для противопожарной защиты строящихся и действующих Олимпийских объектов.

Также, необходимо отметить проведение эксперимента по работе подразделения быстрого реагирования укомплектованного высокоманевренными транспортными средствами на базе пожарно-спасательных мотоциклов, в целях реагирования на пожары и дорожно-транспортные происшествия в условиях плотных транспортных потоков крупных мегаполисов.

С целью прикрытия населенных пунктов, в основном в сельской местности создана краевая государственная противопожарная служба. Сегодня она насчитывает 31 подразделение с общей численностью 610 человек и 104 единицы техники.

Введено в боевой расчет подразделение федеральной противопожарной службы в Нижнеимеретинской низменности г. Сочи, предназначенное для противопожарной защиты Олимпийских объектов.

Создана группировка Кубанского казачьего войска в количестве 1949 человек, в том числе 11 специализированных казачьих дружин общей численностью 200 человек.

Деятельность добровольной пожарной охраны

Администрацией Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципальных образований проводится работа по развитию добровольной пожарной охраны.

Законом Краснодарского края от 04.10.2011 года № 2326-КЗ внесены изменения в закон Краснодарского края «О пожарной безопасности в Краснодарском крае». Закон дополнен статьей 4.1. Добровольная пожарная охрана.

На территории Краснодарского края зарегистрировано 61 общественное учреждение пожарной охраны общей численностью 521 человек. Из них 19 территориальных добровольных дружин численностью 151 человек, 27 объектовые ДПД численностью 234 человека и 15 объектовых добровольных пожарных команды численностью 136 человек имеющих на вооружении 15 единиц техники.

Всего на территории Краснодарского края зарегистрировано 268 подразделения ДПО общей численностью 1162 человек, из них 84 объектовых добровольных пожарных команд, общей численностью 518 человек, имеющих на вооружении 84 единиц техники. В населённых пунктах с численностью 200 человек и менее создано 184 добровольные пожарные дружины общей численностью 644 человека.

В настоящее время проводится работа по приведению существующих подразделений ДПО в соответствие с требованиями Федерального закона РФ от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Подготовлены и разосланы в подразделения типовые образцы учредительных документов (устав, положение), которые разрабатываются для каждого подразделения ДПО. При разработке и подписании данных документов их копии в обязательном порядке представляются в Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю. Этой работе уделяется большое значение. Также в городах Армавир и Новороссийск проводится работа по регистрации созданных добровольных пожарных команд в качестве юридических лиц для придания им статуса общественного учреждения.

На территории Краснодарского края зарегистрировано 306 общественных учреждений пожарной охраны общей численностью 3411 человек. Из них 57 территориальных добровольных пожарных дружин численностью 593 человека, 2 территориальные добровольные пожарные команды численностью 30 человек, 184 объектовых ДПД численностью 2034 человека и 63 объектовые добровольные пожарные команды численностью 754 человека, имеющие на вооружении 105 единиц техники.

В настоящее время проводится работа по приведению существующих подразделений ДПО в соответствие с требованиями Федерального закона РФ от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Обеспечение безопасности людей на водных объектах

В 2011 году на водных объектах Краснодарского края произошло – 296 происшествий, при которых погибли – 299 человек, в т. ч. 18 детей.

Краснодарский край является одним из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Благоприятные природно-климатические условия, наличие Черного и Азовского морей, большое количество рек и озер определяют ежегодно возрастающую привлекательность мест массового отдыха граждан на водных объектах (так в 2010 году курорты края посетило – 10,7 млн. чел., в 2011 году – более 12 млн. чел.). Снижение показателя гибели людей на воде в 2011 году в сравнении с прошлым годом – показатель эффективности работы по охране жизни и здоровья граждан со стороны администрации края, прокуратуры, ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю, должностных лиц органов местного самоуправления, а также иных служб и ведомств, принимающих участие в решении вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Деятельность военизированных горноспасательных частей

Обстановка на объектах, обслуживаемых военизированными горноспасательными частями

На территории Краснодарского края дислоцированы 3 военизированных горноспасательных подразделения, общей штатной численностью 109 человек.

В течении 2011 года подразделениями ВГСЧ Краснодарского края осуществлен 21 выезд на ликвидацию аварий (в том числе на тушение пожаров) и 156 контрольно-профилактических работ.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Мероприятия по обновлению на подведомственных органам исполнительной власти края объектах устаревших основных производственных фондов, оснащению объектов систем жизнеобеспечения системами предотвращения аварий, внедрению новых информационных технологий в 2011 году реализовывались в рамках действующих краевых целевых программ:

ведомственная целевая программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Краснодарского края на основе документов территориального планирования на 2011 - 2012 годы»;

краевая целевая программа повышения безопасности дорожного движения в Краснодарском крае на 2007 - 2012 годы;

краевая целевая программа «Модернизация объектов теплоснабжения социальной сферы, находящихся в государственной собственности Краснодарского края на 2009 - 2011 годы»;

принята долгосрочная краевая целевая программа «Модернизация объектов теплоснабжения социальной сферы, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на 2012 - 2014 годы».

краевая целевая программа развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2009 - 2011 годы, с выполнением мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов водоснабжения, водоотведения (очистки воды и канализации), теплоснабжения).

В 2011 году в Краснодарском крае утверждён комплексный план противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории края при возникновении инфекционных болезней. Аналогичные планы утверждены в каждом муниципальном образовании.

Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края создана санитарно-противоэпидемическая комиссия при главе администрации Краснодарского края.

Государственным управлением ветеринарии Краснодарского края, филиалом ФГУ «Россельхозцентр» по Краснодарскому краю и филиалом ФГУ «Центр защиты леса Краснодарского края» проводился постоянный мониторинг по выявлению и учету болезней животных, птицы, сельскохозяйственных растений и леса. Профилактические мероприятия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций основывались на обследованиях, проводимых специалистами служб.

Для профилактики зоонозных и зооантропонозных заболеваний в крае систематически проводится работа по диагностическим исследованиям и вакцинации сельскохозяйственных животных и птицы против этих заболеваний.

Для организации работы по предотвращению распространения африканской чумы свиней в Краснодарском крае создана специальная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней.

Повышение готовности сил и средств РСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций, деятельность Национального центра управления в кризисных ситуациях

Приказом начальника Главного управления от 22.04.2011 года №187 «Об организации пожаротушения, гарнизонной службы на территории Краснодарского края» созданы 43 местных гарнизона пожарной охраны, а так же назначены начальники этих гарнизонов, объединяющие в своем составе 739 подразделений всех видов пожарной охраны.

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействию со службами жизнеобеспечения в территориальном и местных гарнизонах пожарной охраны созданы нештатные службы (управления, газодымозащитная, техническая, связи). В целях привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ других звеньев территориальной подсистемы РСЧС в гарнизонах пожарной охраны Краснодарского края разработаны соглашения (инструкции) взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, а также другими заинтересованными организациями.

Введение понятий гарнизон и гарнизонная служба позволило объединить под общим оперативным руководством основные силы РСЧС, привлекаемые к тушению пожаров и проведению АСР.

Большое внимание уделено совместной подготовке сил и средств. С целью укрепления взаимодействия, выработки правильных приемов и способов проведения работ по тушению пожаров и ликвидации аварий проводятся занятия и учения с привлечением различных служб, а профессиональные аварийно-спасательные формирования проводят практические занятия с подразделениями пожарной охраны по разработанным и согласованным в установленном порядке совместным графикам. Такая форма обучения показала заметные результаты, когда обучаемые сами делились опытом со своими коллегами и указывали на взаимные положительные стороны и ошибки. Все тонкости совместной работы были учтены и в основных регламентирующих документах, в том числе и расписаниях выездов в части касающейся проведения спасательных работ, специальных работ на пожаре и ликвидации последствий ДТП.

Кроме этого трижды проводились крупномасштабные показные учения с привлечением всех звеньев подсистемы РСЧС. Такие меры позволили сплотить основные оперативные подразделения, повысить их профессиональный уровень, улучшить показатели оперативного реагирования.

По итогам спартакиады МЧС России 2011 года, Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю третий год подряд заняло 1-е место среди субъектов Южного федерального округа.

Введение понятия гарнизон и определение порядка привлечения сил и средств приказом МЧС России №240, а также введение Технического регламента позволило по новому посмотреть на проблему прикрытия населенных пунктов края и повысить взаимную ответственность за обеспечение пожарной безопасности на всех уровнях власти.

Большая работа проведена администрацией Краснодарского края совместно с Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю по прикрытию пожарными подразделениями населенных пунктов. В рамках реализации краевой целевой программы «Пожарная безопасность в Краснодарском крае на период до 2012 года» Администрацией Краснодарского края создано 31 подразделение пожарной охраны субъекта, общей численностью 650 человек, построено 7 благоустроенных зданий пожарных депо, а в 24 зданиях проведена их реконструкция и капитальный ремонт.

В вопросах прикрытия населенных пунктов Главное управление находит поддержку глав муниципальных образований. Организовано 13 подразделений муниципальной пожарной охраны.

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействию со службами жизнеобеспечения в территориальном и местных гарнизонах пожарной охраны созданы нештатные службы (управления, газодымозащитная, техническая, связи). В целях привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ других звеньев территориальной подсистемы РСЧС в гарнизонах пожарной охраны Краснодарского края разработаны соглашения (инструкции) взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, а также другими заинтересованными организациями.

Мероприятия, проведенные во взаимодействии со средствами массовой информации

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций различного характера и обучения населения культуре безопасного поведения, организации оперативного информирования населения через СМИ об угрозе и (или) возникновении ЧС различного характера, мерах по их ликвидации в Краснодарском крае Главным управлением за 12 месяцев 2011 года организовано 9197 выступлений в СМИ. В информационных агентствах - 2448, в печатных СМИ – 1418, на телевидении – 1715, на радио – 2199, в интернете – 1417.

С начала 2011 года в СМИ организовано и подготовлено 5522 информационных материалов, связанных с сезонными рисками, прогнозами возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ежемесячно на сайте Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (www.23.mchs.gov.ru) размещается прогноз возникновения ЧС и рекомендации населению по действиям в различных ситуациях. Сотрудники отдела ежедневно производят информационное наполнение официального сайта в структуре Интернет-портала МЧС.

Совершенствование нормативной правовой базы

Для создания правовой основы по реализации норм, предусмотренных федеральным и краевым законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, функционирования территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края проводится планомерная работа по принятию законов Краснодарского края, нормативных правовых актов главы администрации (губернатора) Краснодарского края и их совершенствованию путем внесения изменений.

В 2011 году нормотворческая деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

предупреждение и ликвидация возникших чрезвычайных ситуаций различного характера;

совершенствование механизмов экономического регулирования деятельности ТП РСЧС, социальной поддержки населения пострадавшего в ЧС;

совершенствования обучения населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

Международное сотрудничество

Основные усилия были направлены на организацию мероприятий международной деятельности в области подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, подготовку нормативно-правовой базы, регулирующей аспекты взаимодействия Краснодарского края с Республикой Абхазия и Автономной Республикой Крым, а также на организацию и координацию мероприятий по обмену опытом с представителями родственных ведомств зарубежных государств в рамках подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

В соответствии с графиком тестовых соревнований по горнолыжному спорту на олимпийских трассах города Сочи в 2011 году в период с 8 по 26 февраля 2011 года на базе горнолыжного комплекса ООО «Роза Хутор» проведены Кубок России и Кубок Европы по горнолыжному спорту. Соревнования на Кубок России и Европу по горнолыжному спорту проведены в штатном режиме, чрезвычайных ситуаций, происшествий и травм спортсменов не допущено.

В марте 2011 года был подписан «Регламент об осуществлении информационного обмена между Главным управлением МЧС Украины в Автономной Республике Крым и Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю при решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территориях (акваториях) соседних государств».

В 2011 году доработан и подписан «Регламент взаимодействия и обмена информацией при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на сопряженных территориях Краснодарского края и Республики Абхазия». Торжественное подписание проходило 21 июня 2011 года в городе Краснодаре, на базе Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.

Функциональные подсистемы РСЧС

С целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на основе законодательных актов Российской Федерации и Краснодарского края, заключенных соглашений организовано взаимодействие между органами исполнительной власти, органами управления территориальной подсистемой РСЧС Краснодарского края и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", действующими на региональном уровне.

Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю заключены 23 Соглашения «Об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Краснодарского края» функциональных подсистем РСЧС Краснодарского края» с территориальными федеральными органами исполнительной власти Краснодарского края входящих в РСЧС.

Территориальные подсистемы РСЧС

Функционирование территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края организовано на основе сформированной нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, решений комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, Плана основных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Краснодарского края на 2011 год. Нормативная правовая база органов исполнительной власти края и муниципальных образований в основном сформирована, в 2011 году проводилась плановая работа по ее совершенствованию с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством.

Принятые в отчетном году краевые законы, постановления и распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций направлены на:

совершенствование деятельности территориальной подсистемы РСЧС края;

уточнение состава комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

утверждение краевых целевых программ, в которые включены мероприятия предупреждения природных, техногенных и биолого-социальных ЧС, а также снижения возможного ущерба от них;

совершенствование работы по созданию страхового фонда документации и др.

Комиссия администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности провела 28 плановых и неплановых заседаний.

Силами территориальной подсистемы РСЧС Краснодарского края в 2011 году в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий, тушения пожаров, в том числе лесных проведено 29729 выездов для проведения спасательных операций и тушения пожаров, в которых спасено 4032 человека.