Кроме того, в годы войны работники пожарной охраны привлекались к выполнению работы по обеспечению боеспособности воинских подразделений и специальных заданий фронта. Этот материал посвящен одному из таких заданий…
Зимой 1941 года Советское военное командование выбросило десант на Крымский полуостров. Военной технике требовалось топливо. Командование фронта обратилось в отдел пожарной охраны (ОПО) УНКВД Краснодарского края с просьбой организовать доставку топлива на Крымский полуостров через г. Керчь с использованием пожарной техники.
Группой работников пожарной охраны под руководством З.С. Шевченко и Д.Н. Полякова было принято решение перекачивать топливо пожарными мотопомпами по рукавам, проложенным по льду Керченского пролива от Косы Чушка до г. Керчь. Для операции было использовано 5 мотопомп М-1200 и 20 тысяч метров пожарных рукавов. Однако, при использовании возникли трудности: пеньковые рукава пропускали бензин, прорезиненные рукава бензин разъедал. Чтобы решить проблему, огнеборцы попробовали пропустить через рукава пресную воду и дать им обрасти ледяной коркой. По «промороженным» рукавам топливо пошло в Крым непрерывным потоком!
С 23 января по 15 февраля 1942 года группа в составе Захара Сергеевича Шевченко, Дмитрия Николаевича Полякова, Авдиенко и Кузнецова обеспечивали снабжение топливом войск дислоцированных в г. Темрюк.
Уже 15 февраля 1942 года в ОПО УНКВД Краснодарского края поступило указание Штаба Крымского фронта – направить группу с пожарным оборудованием на Керченский фронт для выполнения специального задания по обеспечению горючим войск фронта.
17 февраля 1942 года под руководством старшего инспектора ОПО УНКВД Краснодарского края техника-интенданта 1 ранга Захара Сергеевича Шевченко группа сотрудников пожарной охраны, в состав которой вошли товарищи Поляков, Авдиенко, Мариничев, Гончаров, Егунов, Юрченко, на пароходе отправилась из г. Новороссийска в г. Керчь.
Высадка в порту Камыш-Бурун проходила под вражеским авианалетом, но обошлось без потерь. Огнеборцы поступили в распоряжение Управления тыла штаба Крымского фронта в Керчи.
После ознакомления с обстановкой, сложившейся на фронте, З.С. Шевченко и комиссар отдела снабжения фронта полковник Орехов приняли решение приступить к перекачке горючего с танкера в порту Камыш-Бурун, а в последствии восстановить резервуары на заводе. Для приема горючего из танкера были выставлены 300-тонные резервуары и восстановлен выведенный из строя трубопровод от резервуаров в порт. Для выполнения мероприятия были использованы пожарные мотопомпы М-1200, прорезиненные и пеньковые рукава и другое оборудование.
Топливо перекачивали из танкера в резервуары, а из них в железнодорожные цистерны и отправляли на фронт у пос. Семь Колодезей.
После этого группа пожарных была направлена в Керчь к резервуарам у завода Войкова и трубопровода в порту. Огнеборцы провели очистку резервуаров, с трубопровода были сняты металлические заглушки. Оборудование было введено в работу – горючее из танкера перегружено в резервуары.
У резервуаров пожарными и военными водителями была оборудована подъездная эстакада раздаточных колонок для налива бензина в автоцистерны. Машины, прибывающие с фронта, немедленно наполняли и отправляли на фронт.
Нужно отметить, что выполнение важного государственного задания проходило в течение 24 дней в сложных погодных условиях. Прифронтовой район подвергался регулярным ударам вражеской авиации. Однако, все работы были проведены в срок, установленный командованием фронта, и без потерь.
Решением начальника УНКВД СССР по Краснодарскому краю майором государственной безопасности Тимошенковым «за примерное и своевременное выполнение специального задания, проявленные образцы дисциплины, энергию и настойчивость» всем участникам группы З.С. Шевченко была объявлена благодарность и выданы денежные премии.
Больше сведений по истории кубанской пожарно-спасательной службы https://vk.com/vistavka_kubani