3 июня 2020, 17:01

Сегодня вспоминаем трагедию более чем 30-летней давности

Сегодня мы вспоминаем крупнейшую в истории России и СССР железнодорожную катастрофу. Она произошла 3 июня (МСК) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша-Улу-Теляк, когда 2 пассажирских поезда № 211 «Новосибирск-Адлер» и №212 «Адлер-Новосибирск» проходили по параллельным веткам.

Начиналось все с того, что в трубе продуктопровода Западная Сибирь-Урал-Поволжье (Южный Балык-Миннибаево), по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась щель размером 1,7 м. Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако, вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате, значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов скопились в виде «газового озера» в низине. Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Так, 4 июня 1989 года в 1:15ч. (по местному времени) в момент встречи двух пассажирских поездов, которые из-за опоздания оказались на параллельных ветках на перегоне Аша-Улу-Теляк, прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В итоге, 11 вагонов поездов было сброшено с путей ударной волной, 7 из них полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, погибли 575 человек, из них трагедия унесла жизни 181 ребенка, включая 9 хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». А 623 человека стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

Ударная волна была такой силы, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия, а столб пламени можно было увидеть более чем за 100 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C. Впоследствии мощность взрыва оценили в 250-300 тонн тринитротолуола. В итоге, было разрушено 350 м железнодорожных путей и 17 км воздушных линий связи, а возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Само место катастрофы оказалось в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью, что серьезно усложнило процесс оказания помощи. Люди, уцелевшие после взрыва и крушения составов, помогали друг другу. Часть пострадавших смогла самостоятельно добраться до ближайших населённых пунктов. Жители ближайших сел первыми прибыли к месту трагедии. Временная эвакуация и оказание первой и медицинской помощи пострадавшим производились в сёлах Красный Восход и Улу-Теляк и городе Ашу.

К месту взрыва были направлены бригады скорой помощи, врачебно-сестринские бригады с близлежащих городов Аши, Златоуста, Уфы и Челябинска, воинские подразделения. Для транспортировки гуманитарных грузов и эвакуации травмированных людей активно применялась авиация.

Из-за большого количества пострадавших с тяжёлыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы. Восстановительное лечение и реабилитация некоторым больным впоследствии осуществлялась и за границей. Поныне данное происшествие считается с самым большим количеством ожоговых больных в истории современной России.

Днём 4 июня на место взрыва прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачёв и члены правительственной комиссии. Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Геннадий Ведерников. В память о погибших в стране 5 июня был объявлен однодневный траур.

6 лет продолжалось судебное разбирательство, в рамках которого предъявили обвинение 9 должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных - начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы и другие конкретные исполнители.

После этой катастрофы создали Ассоциацию пострадавших и родственников погибших под Ашой. А в 1992 году на месте трагедии возле братской могилы с 327 урнами с прахом неопознанных погибших был сооружён мемориал с восьмиметровым монументом. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда «Адлер-Новосибирск». Ежегодно у него проходят траурные митинги.

Эта статья полезна?