Пожар 15 апреля 1964 года: нефтяной пирс города Туапсе, танкеры «Лиски» и финский «Сигни»

15 апреля 1964 года. Пожар в портовом городе Туапсе на нефтяном пирсе на советском танкере «Лиски» и финском «Сигни».

Советский танкер прибыл из Италии для загрузки сырой нефтью, чтобы потом уйти в Японию. Вскоре с другой стороны пирса пришвартовался финский танкер, готовый под погрузку дизельного топлива, после чего он должен был возвратиться на родину. В тот день большая часть матросов с обоих судов находилась на берегу. На танкере «Лиски» шла погрузка. К его левому борту тянулись гибкие шланги, по которым в танки непрерывно шла сырая нефть. Финны красили левый борт «Сигни».

На следующий день капитан танкера «Сигни» Якоб Доннинг в рапорте капитану порта Туапсе написал: «…Я услышал звук, похожий на небольшой взрыв трубы, и затем несколько звуков, похожих на то, как будто что-то тяжелое упало на причал. Я вышел на палубу и увидел огонь на пирсе…».

Он был прав: разорвалась труба нефтепровода, от которого с пирса подают на танкер нефть. Позже экспертиза установила, что это произошло от самовозгорания пирофорных отложений в трубе – «форсмажор», как говорят моряки, - непредвиденные обстоятельства…Второй хлопок раздался, когда каменные плиты пирса разлетелись на куски и, ударяясь друг о друга, и высекли искру. Взрыва не было. Он был еще впереди, потому что справа от пирса стоял «Лиски», успевший принять 20 тыс. тонн нефти, а слева – «Сигни» с пустыми танками, которые не были дегазированы. Ветер дул в сторону финнов…

В 18 часов 05 минут загорелся пирс. Прибывшие пожарные бросились прокладывать рукавную линию. Им был дан приказ – пробиться сквозь горящий пирс к кораблям, которые заволокло дымом. Сложность обстановки заключалась в том, что пожарные машины не могли заехать на пирс, а его длина составляла 401 метр. Пожар возник в конце пирса. Туда и предстояло тянуть рукава через узкие ворота входа, через коммуникации и разбитые плиты паттерн, а нефтепирс – это не гладкая цементированная дорожка.

На помощь пожарным торопились портовики, нефтяники, моряки. Пока одни прокладывали рукавные линии, другие с танкера «Лиски» эвакуировали семьи членов экипажа, пришедшие на короткое свидание с моряками. Людей проводили через горящий пирс под прикрытием водяных струй.

Нефтяники давно перекрыли трубопровод, но остатки нефти еще бежали по шлангам, она заливала паттерны, пирс и растекалась в море. Пламя охватило пленку нефти на поверхности воды и достигло борта «Лиски». Левый свежевыкрашенный борт «Сигни» тоже пылал. Финскому танкеру грозил неминуемый взрыв, как только от высокой температуры накалятся загазованные танки. Серьезная опасность угрожала и «Лиски», - могли вспыхнуть танки с нефтью.

Тревога охватила весь порт. Полным ходом к месту катастрофы устремились буксирный теплоход «Дедал» и пожарный катер «Стремительный». Тяжелые струи морской воды обрушились на пирс и суда. Умело направляли их в очаги огня вахтеры буксира Д. Механиков и Л. Лабанов, матросы «Стремительного» А.Гребенюк,

В.Шмаков, В.Железняк, В.Романько.

Руководитель тушения И. Аксенов приказал сосредоточить в центре пирса пеногенераторы, пенопорошок – все для пенной атаки.

На «Лиски» было отличное противопожарное оборудование, - в момент пожара воздушно-пенная установка была заполнена на 2000 литров пенообразователем ПО-6. Да и экипаж «Лиски» во главе с капитаном Турецким Михаилом Андреевичем отважно встретили опасность, не растерялись.

Нефтепирс – свайное сооружение, поэтому нефть, разлившаяся в море, горела и под пирсом, она свободно распространялась во все стороны и постоянно поджигала борта танкеров. Огонь бежал и с пирса, по наливным шлангам, подбираясь к срединной надстройке. Вахтенным матросам, обжигая руки, с большим риском, удалось закрыть смотровые глазки расширителя наполняющихся танков и приемные клинкеты. Высокое мужество проявили и механики судна, благодаря их усилиям все судовые установки действовали безотказно. Экипаж корабля боролся с огнем, не забывая охлаждать палубу.

Когда пожар на грузовой палубе был ликвидирован, «Лиски» отшвартовался от пирса. Тем временем, матросы «Сигни» сошли на пирс – на помощь пожарным. Одновременно тушили и танкер, и пирс. Морские буксиры и пожарный катер «Стремительный» непрерывно подавали воду. Вдруг все увидели, что горящий «Сигни» отходит от пирса. Оказалось, что швартовые концы у него были обрублены, когда пожар только начался, а грузовые шланги сгорели. Финский танкер под напором ветра и водяных струй уходил на рейд, где ему грозила верная гибель. К тому же весь запас сигнальных ракет, хранившийся возле капитанской рубки, взорвался от высокой температуры.

Над «Сигни» взметнулся разноцветный фейерверк. В это время мощный буксир «Дедал» уперся носом перпендикулярно в борт финского танкера и подтолкнул его обратно к причалу. В носовой части «Сигни» горели запасы краски, позже огонь дошел и до столярной мастерской. Все это горело, но пожарным удалось успешно все потушить, не допустив взрыва на судне.

Молодой капитан «Сигни» Якоб Доннинг помогал и ствольщикам, и газодымозащитникам. Когда пожар был локализован, он в своей каюте из ящика обгоревшего письменного стола извлек пачку нетронутых огнем документов, - это были матросские паспорта. «Спасибо! Самое ценное!» - поблагодарил он пожарных.

Пожар был потушен поздно вечером. Всего лишь 2 часа 40 минут продолжалась битва с огнем. Капитан английского танкера «Оверсиз-эксплорер» радировал: «Восхищен вашей героической борьбой с огнем! Поздравляем с победой над грозной стихией!».

Подсчитано было, что со стволов пожарных рукавов было подано более 2 миллионов литров воды!

За предотвращение большого бедствия, мужество, проявленное во время тушения танкеров, 13 человек были награждены медалью «За отвагу на пожаре»: начальник пожарной части И. Аксенов, начальник пожарной команды нефтеперерабатывающего завода, матрос танкера «Лиски» В.Диденко, начальник 2-го объединенного отряда охраны Северо-Кавказского совнархоза К.Захаров, командир отделения пожарной части И.Кардовский, капитан морского буксира «Нептун

В. Козлов, матрос лихтера «Вольск» Л. Лащенов, штурман морского буксира «Дедал» Д. Механиков, механик танкера «Лиски» Е. Николаенко, матрос морского буксира «Дедал» А. Погребный, матрос танкера «Лиски» А. Посметный, капитан пожарного катера «Стремительный», пожарный Х. Тешев.

Контакты

8 (861) 991-11-76 (доб. 5522)
Приемная начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (861) 268-64-40
Единый «телефон доверия»
gu@23.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)