Награждение Советской Коммунальной Краснодарской Городской Пожарной Команды орденом «Трудовое Красное Знамя», 6 июня 1925 года
С приходом 17 марта 1920 г. Советской власти на Кубань г. Екатеринодар переименовывают в г. Краснодар, а пожарную команду в Советскую коммунальную «Краснодарскую Городскую Пожарную Команду».
Боеготовность команды в это время была неудовлетворительна, и к 1920 г. город оказался фактически без защиты: остались ветхая каланча, неблагоустроенные конюшни, вместо помещений – навесы для обоза, 3 лошади, 22 хода и требующее капитального ремонта оборудование. Тревожную сигнализацию производили набатом в разбитые колокола. Телефонная связь между пожарными частями была неисправна. Противопожарное водоснабжение в городе практически разрушено, 50% гидрантов выведены из строя, подземные цистерны почти все без воды. 101 единица «пришлого» личного состава не имели навыков борьбы с огнем, дисциплины, обмундирования, размещены в полуразрушенных зданиях без электричества с нерациональным расположением казарм, лошадей и обоза.
В 1920 г. брандмайором Краснодарской Пожарной Команды назначен воентехник 2-го ранга А.А. Борчевский. Его стараниями разрушенная в годы гражданской войны Краснодарская Пожарная Команда за 5 лет была не только полностью восстановлена, но и вошла в число лучших в РСФСР. С 1920 по 1925 гг. команда достигла небывалых успехов во всех отношениях:
1. В краткий срок созданы новые подразделения в бедняцких районах. Теперь команда имела четыре пожарные части вместо трех. Руками огнеборцев построены или переоборудованы здания пожарных частях с рациональным размещением в них казарм, конюшен, трубных отделений.
2. Оперативно проведен набор и подготовка кадров, укреплена дисциплина. Штат команды увеличен со 101 человека (в 1920 г.) до 216 (в 1925 г.). Из них 87,7 % – боевой состав, и только 12,3 % – администрация и нестроевой состав (в 1920 г. соответственно – 75% и 25 %).
3. Важнейшей задачей стала автомобилизация службы. За 4 года в Краснодаре прошло коренное техническое перевооружение обоза, который на 50 % был переведен на автомобильную тягу. Конный состав в эти годы доведен с 3 до 10 молодых высокосортных артиллерийского типа лошадей.
Значительный вклад в техническое перевооружение команды внес руководитель мастерских Василий Тихонович Кузнецов. В 1922 г. в здании Главной части организованы первые Краснодарские слесарно-механические мастерские, где автомобили иностранных марок «Паккард», «Пирс-Эрроу», «Опель», «Дикси» и др. переоборудовали в пожарные. Машины были заново построены, капитально отремонтированы, специально приспособлены, оборудованы насосами, электрическими сигналами, светом и имели заводское качество. Проведена работа по отбору однотипных моделей для переоборудования в пожарные, боевое ядро которых в Главной части составили автомобили марки «Паккард». Первый краснодарский пожарный автомобиль «Полундра», изготовленный в 1922 .г. на шасси трофейного «Паккарда», имел ручной насос, вывозил 900 литров воды.
К 1924 г. построено 10 автомобилей – 8 пожарных, 1 служебный и 1 легковой автомобиль брандмайора «Искра». Машины имели яркие названия «Ласточка», «Полундра», «Огнебой», «Тушила», «Топорник». К 1925 г. построены принципиально новые конструкции пожарных автомобилей – автоцистерна с полузакрытым кузовом, 24-х метровая съемная выдвижная механическая лестница, первый в стране автомобиль связи и освещения. В итоге команда имела 25 ходов: 8 пожарных и 2 служебных автомобиля, 15 конных ходов (3 линейки-цистерны, 8 трубно-бочечных ходов, 1 мотопомпу).
4. Пожарное оборудование капитально отремонтировано, дополнено до необходимых норм. Силами пожарных построено 24 штурмовые лестницы, 4 французские выдвижные 3-х коленные лестницы высотой 8,5 метров и 10,5 метров. Сделано 45 касок, заново изготовлена сбруя и другое оборудование.
5. Огнетушащая способность обоза доведена до пределов, рассчитанных на тушение крупных пожаров: 14 действующих насосов (8 механических, 6 ручных), подающих 22 струи. Запас воды на колесах достиг 11000 литров. Длина водяной линии достигла 2800 метров.
6. В г. Краснодаре успешно применяли распыленную воду в борьбе с огнем, ликвидировали крупные пожары в здании Совпартшколы, в воинской части, на вокзале Северо-Кавказской железной дороги, на заводе «Саломас».
7. Все здания частей оборудованы электрической сигнализацией.
8. Построено три каланчи вместо двух, наблюдением охвачена вся территория г. Краснодара.
9. Освещение всех помещений и зданий – электрическое: обоз освещен частично электрическим светом, частично карбидом и факелами.
10. Между частями устроена прямая телефонная связь на 10 верст со станцией-коммутатором и 18 телефонными аппаратами, в результате чего пожарные части своевременно получали извещения о пожарах.
11.Личный состав на 100% обеспечен форменным обмундированием.
12.Улучшены бытовые и служебные условия. Построено 76 благоустроенных квартир с электроосвещением для более 200 семей пожарных.
13. В Краснодаре проводится первая пожарная выставка, экспонаты которой стали основой пожарного музея, открытого в 1939 г. Организуются мероприятия по пропаганде противопожарных знаний среди населения.
14. По всей Кубани формируются добровольные пожарные дружины, в сельских местностях проводятся их съезды.
За 5 лет Краснодарской пожарной командой и ее отдельными сотрудниками получен целый ряд отличий и правительственных наград.
6 июня 1925 г. Краснодарская пожарная команда и брандмейстер тов. А.А. Борчевский награждены орденами «Трудовое Красное Знамя» за особо выдающиеся заслуги на трудовом фронте перед Республикой (Протокол № 3 заседания Президиума ВЦИК). Всего три пожарные команды в России имели эту награду – Московская и Борисоглебская за годы гражданской войны, Краснодарская – за ратный труд в мирное время.
На Красную Доску лучших пожарных организаций страны занесены имена А.А. Борчевского, Ф.М. Ситникова, И.К. Жаврова. Они и еще 26 краснодарских пожарных удостоены высокого звания «Красных Героев труда» и вручения ценных подарков.