ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. БОРЬБА С КРУПНЫМИ ПОЖАРАМИ

В 1960 году некоторые министерства и управления были переданы в союзно-республиканское подчинение. Функции пожарного надзора стали выполнять УПО МООП РСФСР (Управления пожарной охраны Министерства охраны общественного порядка РСФСР), УПО МВД союзных республик, УПО, ОПО УВД автономных республик, краев и областей. В целях «экономии» бюджетных средств было сокращено свыше 250 объектовых команд.

14 июля 1960 года Совет Министров принял Постановление №1074 «Об организации Всероссийского добровольного пожарного общества». Постановление было принято в целях дальнейшего повышения роли общественности в проведении противопожарных мероприятий и борьбе с пожарами, а также улучшения деятельности местных добровольных пожарных обществ. Министерству внутренних дел РСФСР предписано в двухмесячный срок разработать проект Устава ВДПО. В ноябре 1960 года организовать проведение в Свердловске Всероссийской конференции для принятия Устава, избрания Совета ВДПО, утверждения численности управленческо-административного аппарата Совета ВДПО в количестве 15 человек. С этого момента начинается возрождение ВДПО.

В 1966 году на базе упразднённого МООП РСФСР было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР, руководившее пожарной охраной и другими службами органов внутренних дел.

В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора.

К началу 80-х годов пожарная охрана СССР практически преобразовалась в действительную инженерную службу.

ПОЖАР НА НЕФТЯНОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ ТЕНГИЗ В КАЗАХСТАНЕ, 25 июня 1985 года

25 июня 1985 года во время прохождения ствола скважины № 37, заложенной для уточнения разреза Тенгизского месторождения и оценки запасов нефти и газа, на глубине 4467 м случилась авария. Произошел выброс нефти и газа в атмосферу. Через несколько часов открытый фонтан нефти и газа загорелся. Из земли вырвался гигантский столб огня, высотой 300 м и шириной 50 м. Температура вокруг скважины доходила до 1,5 тыс. градусов. Близлежащая почва от колоссального нагревания превратилась в стекловидную массу.

На тушение горящей скважины Советский Союз бросил лучшие умы, силы и технику. Предлагали сбросить с неба или протащить по земле на жерло горящей скважины, как крышку, многотонную стальную нашлёпку. Огонь тушили больше года - 398 суток (с 23 июня 1985 по 27 июля 1986 года). При ликвидации аварии не обошлось без человеческих жертв. Скважину № 37 удалось заглушить с помощью направленного взрыва изнутри.

ВЗРЫВ ТАНКЕРА У СОРМОВСКОЙ НЕФТЕБАЗЫ, 1 августа 1977 года

1 августа 1977 года произошло возгорание на танкере ТН-602 грузоподъёмностью 600 т, который стоял под разгрузкой у Сормовской нефтебазы. Причиной возгорания стала неисправность соединительной муфты генератора. В ёмкостях танкера был этилированный бензин. В 8 часов 30 минут механик В.В. Шипунов услышал странный шум в работе двигателя, спустился в машинное отделение и уменьшил обороты. Через минуту в машинном отделении прогремел взрыв.

В 8.34 часов сигнал о пожаре поступил на центральный пульт пожарной связи. Диспетчером ЦППС были направлены силы и средства по вызову «Пожар №3»: 14 отделений на пожарных автонасосах и автоцистернах и 4 автомобиля пенного тушения и6 судов - пожарные катера «Горьковчанин», «Дозорный» и теплоходы «Верстовский», «Беринг», «Разлив», «Урал-7».

Первые водяные стволы и генераторы воздушно-механической пены были введены в очаг пожара уже через 5 минут после его возникновения. Всего в тушении пожара принимало участие 166 человек личного состава и 28 единиц пожарной техники. К 9.15 часам пожар был локализован. Но в машинном отделении периодически происходили вспышки и хлопки горючих газов. На место пожара был дополнительно доставлен резерв теплоотражательных костюмов, готовилась смена работающих на боевых позициях.

Пожар удалось локализовать, но в 9.37 часов прогремел взрыв. Танкер был разорван на две половины, кормовая часть затонула. Один из баков взрывом вышвырнуло на берег, второй сбросило в воду. При взрыве погибли 24 сотрудника пожарной охраны и 9 членов экипажей теплоходов, принимавших участие в тушении пожара. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 28 человек, среди них и начальник Управления, руководитель тушения пожара В.П. Рогов, 15 пожарных, которые тут же были госпитализированы.Более тяжёлых последствий удалось избежать благодаря тому, что танкер находился в 30 м от берега, а сам берег в этом месте представлял собой обрыв высотой 25 м, и большая часть энергии взрыва ушла вверх.

Эксперты установили, что причиной взрыва стала высокая концентрация горючих этилированных газов в незаполненных ёмкостях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР все погибшие пожарные и члены экипажа танкера награждены орденами «Знак Почёта». На месте взрыва установлен памятный обелиск.

ПОЖАР В ГОСТИНИЦЕ «РОССИЯ», 25 февраля 1977 года

25 февраля 1977 года в гостинице «Россия» (г. Москва) на 5-6 этажах начался пожар. Здание состояло из 4-х 12-ти этажных корпусов с поднимающимся над ними высотным 22-этажным корпусом с рестораном под самой крышей. В жилых номе¬рах, в барах, кафе, ресторанах находилось не менее 6 тыс. человек.

 По одной из версий причиной пожара стал оставленный в радиоузле включенным с сеть паяльник.

Первое сообщение о пожаре поступило в УПО Москвы в 21.24 час, а в течение 25-й минуты раздалось уже более 50 звонков. Генерал-майор Антонов, начальник Управления пожарной охраны Москвы, объявил сбор по тревоге всего личного состава гарнизона, приказал ввести в боевой расчет всю резервную пожарную технику.

В 11-м часу вечера силами 14 боевых участков удалось взять в клещи все очаги горения в север¬ном корпусе на 21-м этаже. Развитие пожара в корпусе было приостановлено в 1.20 час 25 февраля 1974 года. Полностью пожар был ликвидирован с 2 часов 36 минут.

Для эвакуации 200 человек из высотного блока полковник Кононов использует массивную крышу концертного зала, находящуюся на уровне 7-го этажа гостиницы. Там устанавливается автолестница, а с ее верхней площадки протягиваются вверх две цепочки подвешенных к ограждению балконов штурмовых лестниц — одна до 17-го, а вторая до 14-го этажа. Силами 12-й, 16-й, 18-й, 37-й и 49-й пожарных частей проводится эвакуация.

Площадь, пораженная огнем, составила 2953 м2. Спасено более 1000 человек, из них 188 - по автоматическим и ручным лестницам.Погибли 42 человека, в том числе 5 работников гостиницы. Ожоги, травмы и отравления токсичными продуктами горения получили 52 человека, среди них 13 пожарных. Все они были госпитализированы.

В спасательных работах и ликвидации очагов горения участвовали 1400 человек, в том числе 168 офицеров и 573 газодымозащитника. На пожаре использовалось 35 автоцистерн, 61 автонасос, 19 автолестниц, 8 автомобилей ГДЗС и 20 специальных автоходов. Подано 97 стволов: лафетных - 3, литер А - 70, литер Б - 24, в том числе от внутренних пожарных кранов - 42 и от пожарных автомобилей - 55 стволов. Дополнительно вызывались из пожарных частей Московской области 19 механических автолестниц.

ПОЖАР В ГОСТИНИЦЕ «ЛЕНИНГРАД», 23 февраля 1991 года

23 февраля 1991 года в 8.03 часов в дежурную часть УПО ГУВД Леноблгорисполкома тревожный сигнал о пожаре в гостинице «Ленинград».  

По одной из версий причиной пожара стало возгорание оставленного включенным в сеть лампового телевизора в №774.

Четыре минуты спустя к гостинице прибыл дежурный караул ПВПЧ-1, возглавляемый зам.начальника части С.Капитоновым. Под его руководством звено газодымозащитников из трех человек сразу же поднялось на лифте на седьмой этаж.

Выйти из лифта успели два огнеборца - Сергей Капитонов и Михаил Стельмах. Пожарный Вадим Шулимов оказался заблокированным в кабине лифта.Коридор был сильно задымлен, его практически сразу охватило пламя. Сергей Капитонов, погиб почти сразу же после выхода из лифта, т.к. температура в коридоре в считанные секунды поднялась до двух тысяч градусов. Михаил Стельмах скончался от тяжелейших ожогов в больнице. Вадиму Шулимову пришлось пережить в лифте страшные полчаса, в течение которых ему не раз казалось, что он погибает. Спасаясь от нестерпимого жара, он лег на дно лифта, отодрал подстилку и, приникнув к вентиляционному отверстию, дышал. Он получил сильные ожоги лица и, когда его спасли, находился в полуобморочном состоянии.

Примерно в то же время оказалось в огненной ловушке на седьмом этаже и звено ГДЗС из ПВПЧ-11 во главе с начальником караула Вадимом Самойловым. Кроме него жертвами пожара стали командир отделения Виктор Гомонов, пожарные Михаил Соловьев, Юрий Терехов, Александр Глатенок. Выйдя из лифта, они также были отрезаны от выхода стеной огня.

Напряженность ситуации обострялась еще и тем, что прибывающим подразделениям, по существу, никто не мог рассказать об обстановке в эпицентре пожара, ведь люди уходили наверх и не возвращались. И только по внешним признакам, оставшийся внизу возле автоцистерны водитель ПВПЧ-11 В. Плисов определил, что пожар носит далеко не локальный характер, а распространился по этажу. По рации он сообщил, что к месту пожара необходимо направить максимальное количество сил и средств.

Бушующий на этаже огненный смерч оттеснил бойцов ПВПЧ-7 к окнам в коридоре. Разбив коробкой противогаза стекло сантиметровой толщины, начальник караула Александр Мироненков обвязал себя рукавом и дал команду спускаться по нему Валерию Клейменову. Но длины рукава не хватило, и Валерий упал с высоты около 15 м. Уже охваченный пламенем,

А. Мироненков выбросился из окна. Так же поступил и старший пожарный Владимир Осипов, превратившийся в живой факел. Метавшегося в окне Кирилла Соколова попытались спасти строители, сооружавшие рядом новый корпус гостиницы. Они подвели к горящему этажу стрелу крана, и Кирилл ухватился за нее. Но обгоревшие руки уже не слушались бойца, и он полетел вниз почти с 40-метровой высоты. А. Мироненкова и В.Клейменова с тяжелейшими травмами до-ставили в реанимацию. Их удалось спасти.

Более четырех часов вели пожарные героический поединок с огнем. Они вынесли из огня 36 человек, эвакуировали 253 проживающих. Детей, женщин спасали с помощью коленчатых подъемников, по автолестницам, а если они не доставали до горящих этажей, применяли еще и штурмовки.

Шестнадцать человек унесла из жизни трагедия в гостинице «Ленинград», из них девять пожарных. Ленинградская пожарная охрана впервые за все послевоенное время понесла такую потерю. Ленсовет принял решение об увековечении памяти героев-пожарных и оказании помощи семьям погибших. Девять новых улиц города будут названы именами погибших работников пожарной охраны. Об их подвиге расскажет мемориальная доска на гостинице «Ленинград».

ВЗРЫВ ДВУХ ВАГОНОВ С ВЗРЫВЧАТКОЙ НА СТАНЦИИ СВЕРДЛОВСК-СОРТИРОВОЧНАЯ, 1988 год

4 октября 1988 года рано утром в г.Свердловске(СССР) произошел взрыв на станции Свердловск-Сортировочный (ныне Екатеринбург-Сортировочный).

Следствие длилось почти четыре года. Стрелочницу Т.Хамову обвинили в нарушении инструкций. За недоказанностью злого умысла в действиях подсудимой дело закрыли.Материалами судебного следствия после всех заседаний причина детонации взрывчатки официально так и не установлена. В качестве причины взрыва названо несовершенство инструкций министерства обороны по перевозке взрывоопасных грузов.

В ночь с 3 на 4 октября 1988 года при проведении сортировки вагонов, груженых 46,8 т тротила и 40 т гексогена, стрелочница, не убедившись в том, что локомотив прочно удерживает состав вагонов с взрывчаткой, дала команду на движение транзитному поезду, груженному углем. Машинист локомотива не услышал команды на прицеп вагонов, и ничем не зафиксированные вагоны со взрывчаткой покатились с горки вниз, прямо на транзитный состав.

В месте смыкания путей вагоны столкнулись. При столкновении они накренились, наклонили опору ЛЭП и оборвали контактные провода. Сработала система защиты, отключившая напряжение. Обесточенные провода упали на крышу вагона. Но по инструкции, после отключения автомата оперативному дежурному на тяговой подстанции разрешено без проверки «однократное ручное включение участка сети».Сообщив об аварийном отключении диспетчеру, дежурная получила команду подключить ток. Когда на сортировочной станции начали растаскивать столкнувшиеся вагоны, дежурная,находящаяся в 2,5 км от места происшествия, включила подачу тока- и произошел взрыв.

Ситуацию осложнил пожар крупного склада горюче-смазочных материалов, который располагался вблизи аварии. Воронка на месте взрыва достигла диаметра 40 м и глубины 8 м, ударная волна распространилась на 10—15 км.

Взрыв уничтожил 500 м рельсового пути, 4,2 км контактной сети, разрушил 70 производственных объектов железнодорожного транспорта. По официальным данным, серьёзные повреждения имели 642 дома (72 из них пришлось снести). В радиусе 3 км от эпицентра взрыва не было ни одного целого оконного стекла. Общий ущерб от взрыва составил 236 миллионов рублей.Погибло 4 человека, ранено более 500 человек. Большое число семей, проживавших в прилегающих районах частной застройки, остались без крова.

Сквозное пассажирское движение восстановили усилиями железнодорожных войск через 4 часа после взрыва. Работу сортировочных систем восстановили 7 октября 1988 года.

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОЖАР В ПОСЕЛКЕ МАШИНИСТОВ В СЫЗРАНИ, 20 СЕНТЯБРЯ 1980 ГОДА

20 сентября 1980 года около 1 часа 40 минут в результате грубого нарушения правил ведения работ на железнодорожном транспорте на сортировочной горке станции Сызрань-1 получила пробоину цистерна с газом «пропан-бутан».

В результате произошел катастрофический пожар в поселке Машинистов в г. Сызрань, во время которого погиб 41 человек, и еще около 200 получили ожоги и травмы различной степени тяжести.

В ночь на 20 сентября 1980 года дежурный диспетчер станции Сызрань-1 В.Воронцов нарушил инструкцию и дал команду спустить самоходом с горки цистерны с газом «пропан-бутан».

Надвигающуюся катастрофу мог бы предотвратить рабочий горки А. Поднебесов, в обязанности которого входило торможение вагонов с помощью специального башмака. Но А. Поднебесов, увидев слишком разогнавшуюся сцепку, не применил для ее торможения дополнительные башмаки, из-за чего пропановые цистерны на полной скорости врезались в стоящий впереди вагон-цементовоз. Из пробитой емкости хлынул смертоносный поток сжиженного газа. По инструкции А. Поднебесов (единственный свидетель столкновения) сбежал с места происшествия, не сообщив об утечке дежурному по горке и в пожарную службу.

Около 2 часов 15 минут ночи от неустановленного источника огня произошла вспышка газовоздушной смеси. Огонь охватил поселок Машинистов, находившийся вблизи станции.

Пожарные подразделения Сызрани после тревожного сообщения прибыли в поселок Машинистов всего через несколько минут после взрыва. В городе остался только один пожарный расчет. По всей Куйбышевской области в ту ночь была объявлена пожарная тревога «номер три». Чтобы потушить десятки домов, а также предотвратить перекидывание огня на станцию, где в это время стояли десятки цистерн с горючим и платформы с лесом, пожарные команды из Сызрани, Октябрьска, Тольятти и Куйбышева работали всю ночь. К 9 часам утра пожар был локализован, а окончательно ликвидирован лишь к вечеру того же дня.

МЕДАЛЬ «ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ»

31 октября 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За отвагу на пожаре». Медалью награждались работники пожарной охраны, члены добровольных пожарных дружин, военнослужащие и другие граждане. За смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров, спасении людей, социалистической собственности и имущества граждан из огня, за умелое руководство боевой работой подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и спасению людей, мужество и настойчивость, проявленные в целях предотвращения пожара или взрыва.Медаль цельноштампованная, изготавливалась из серебра, а в последующие годы при изготовлении использовали другие сплавы. Последние награждения медалью состоялись в 1991 году.

ЗНАК «ЛУЧШИЙ РАБОТНИК ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ» МВД РОССИИ

14 июня 2000 года вышел приказ МВД России №633, утвердивший новые образцы нагрудных знаков министерства, в том числе и знак «Лучший работник пожарной охраны». Изготавливать этот знак стали, когда был решен вопрос о переходе противопожарной службы в МЧС России. МВД не передавало право вручения этой награды в УГПС.

Поэтому знаком образца 2000 года сотрудники МЧС не награждались.