В Краснодарском крае первые дни нового, 2021 года отметились серьезными лесными пожарами. Площади были небольшие, но горело одновременно в разных и труднодоступных местах и лишь мастерство и стойкость кубанских огнеборцев позволило обойтись без серьезного ущерба природе. О том, как шла борьба с огнем, нам рассказал заместитель начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по ГПС Андрей Потахов.
- Андрей Викторович, в период новогодних каникул отмечен рост возгораний в лесах Кубани. С чем это связано?
- В подавляющем большинстве случаев причиной возгораний в лесах является человеческий фактор. По каждому факту сейчас проводятся оперативно-следственные мероприятия. Виновные понесут ответственность за свои действия и будут наказаны.
- В данном случае мы говорим о верховом пожаре или тлении лесной подстилки?
- В данном контексте мы говорим о тлении лесной подстилки, в том числе возгорании пней, валежников, сухой растительности и листвы. Интенсивность горения была не высокой благодаря погодным условиям, а значит, и низкому классу пожарной опасности. При определённых условиях пожар мог перейти в верховой, и тогда, природе и экологии был бы нанесён непоправимый ущерб. Была угроза перехода огня на хвойные деревья, в том числе, такие редкие виды, как пицундская сосна. Благодаря действиям специалистов пожарной охраны совместно со спасательными формированиями и работниками лесного хозяйства, угроза распространения огня на ценные породы и населённые пункты была снята.
- Какие силы и средства составили основную часть группировки, привлекаемой к тушению? Была ли задействована современная высокопроходимая техника?
- Группировка, привлекаемая к ликвидации лесных возгораний, определена в сводном плане тушения лесных пожаров на территории Краснодарского края. В ликвидации пожаров в Сочи и Туапсе участвовали подразделения, подведомственные Министерству природных ресурсов Краснодарского края, а также силы Сочинского национального парка, дополнительно привлекались специалисты и техника пожарно-спасательных гарнизонов, муниципального звена РСЧС. Группировка была задействована в полном объёме, а на участках в районе посёлка Головинка Лазаревского района Сочи, хутора Папоротный, села Ольгинка Туапсинского района даже сверх запланированного, поскольку были предпосылки для угрозы населённым пунктам.
С учётом особенностей рельефа (труднопроходимые склоны, углы рельефа) применить технику (квадроциклы и вездеходы) в полном объёме не удалось. Высокую эффективность показало применение беспилотной летательной авиации, при помощи которой проводили разведку, мониторинг, определяли пути ведения сил и средств, что помогало в прогнозировании обстановки и развития пожара. Вертолёт привлекали там, где невозможно было подойти непосредственно к очагу пожара.
- Возникали ли проблемы в ходе тушения?
- По ходу тушения решали вопросы с организациями, которые непосредственно отвечают за тушение в лесах. Основной проблемой, как я уже говорил, был рельеф, скальная порода, которая не позволяла применять технику. Также на таких высотах зачастую возникает проблема с подачей воды. Для того, чтобы заправить ранцевый огнетушитель, необходимо делать марш-бросок в 3-5 километров. Безусловно, это снижает эффективность тушения, но другого варианта в данных условиях не было. Также нужно понимать, что в горной местности из-за перепада высот создаются потоки воздушных масс и неоднократно в течение короткого времени менялись сила и направление ветра, что существенно осложняло планирование действий по тушению пожара. На некоторых участках проходили высоковольтные линии электропередач, и это также осложняло возможность применения авиации.
Подразделения Главного управления работали самоотверженно, чётко понимали свои задачи. К тушению пожаров в лесах привлекались свободные от дежурства специалисты. Напомню, что в праздничные дни сотрудники МЧС России работали в усиленном режиме. При развитии пожара оперативно проводили оценку обстановки, маневрирование и, прежде всего, обеспечивали безопасность населённых пунктов, поэтому проблем особых не было.
- Какие способы тушения были применены в лесах в этот период? И какие из них, по опыту, самые эффективные?
- На участках, где человек мог пробраться к очагам пожаров, применялись ранцевые лесные огнетушители, шанцевый инструмент, бензопилы для разбора валежника, завалов сухих веток и пней. Труднодоступные участки тушили с воздуха. Комбинировали все эти способы, и тем самым достигали высокой эффективности в ликвидации пожара. Ещё один способ тушения – встречный пал, но ветровые потоки в этот период были особенно сильные и нестабильны. В таких условиях данный способ тушения мог нанести ещё больший урон. Поэтому от него отказались.
- В чём особенности работы на таких пожарах для группировки?
- Особенность в том, что личный состав работает в отдалённости от техники. В горной местности радиостанции не могут передавать сигнал на большие расстояния, отсутствует сотовая связь. Соответственно, управлять группировкой в данных условиях крайне тяжело. Для этого приходилось выставлять промежуточные посты с радиостанциями, однако не везде это возможно и удобно было сделать. Ну и в ночное время в данных условиях и с учётом рельефа, нельзя было осуществлять наступательные действия по тушению. Это было крайне опасно для личного состава, поэтому приходилось с наступлением тёмного времени суток выводить группировку, но на наиболее опасных участках оставлять группу подготовленных специалистов для окарауливания, чтобы в ночной период не получить неконтролируемого развития пожара.
- Каковы последствия подобных пожаров?
- В первую очередь, лесные пожары создают угрозу населённым пунктам. Погибают ценные породы деревьев, растительности, нарушается почвенная составляющая, страдает биологическая масса, корневая система растений. Поэтому важно было не допустить распространение огня на участки, где они произрастают.
Если пожар в непосредственной близости от населённого пункта, то повышенное содержание углекислого газа (пепла, сажи) негативно влияет на насыщение кислородом организма человека. В целом ухудшается экологическая обстановка.
- Какие превентивные меры предпринимаются для профилактики лесных пожаров? И что ещё необходимо сделать, какие ограничения ввести, чтобы не горел лес?
- Все понимают, что легче предотвратить, чем ликвидировать возгорание. Нельзя недооценивать значимость превентивных мероприятий. Проводились заседания КЧС муниципальных образований, введён противопожарный режим, а это целый комплекс дополнительных мер. Также Министерством природных ресурсов Краснодарского края был разработан распорядительный документ, ограничивающий доступ населения в лес. Во взаимодействии с УВД, органами местного самоуправления были установлены посты, усилено патрулирование для ограничения доступа людей в лесной массив, проводилась работа с населением. Надо отметить, что к содержанию территорий, относящихся к Государственному лесному фонду, особо охраняемых природных территорий есть определённые требования – это создание минерализованных полос, просек. Если инженерно-профилактические мероприятия проводятся, то в случае возгорания, они облегчают работу группировки во время тушения, это также способствует ликвидации пожара на начальном этапе.
Для того, чтобы лес не горел, необходимо напоминать людям, что есть не только культура поведения в обществе, но и культура в области безопасности. Каждый житель должен знать, как себя вести, чтобы не допустить возникновения пожара. Для этого надо чётко понимать, какие могут быть риски, последствия. Должно быть престижно вести себя культурно не только в обществе, но и в природной среде, соблюдать правила безопасного поведения, понимать, какие последствия влекут пожары, сколько ресурсов затрачивается из бюджетов муниципальных, субъектовых, федеральных. Это те деньги, которые могли пойти на развитие общества.
- С какими словами вы бы обратились к жителям и гостям края в данном контексте?
- Хочу напомнить, что каждый необдуманный поступок несёт за собой тяжёлые последствия. Понятно, что виновные лица компенсируют ущерб, но, опять же, есть ценности, которые невозможно возместить. Не одно десятилетие понадобится, чтобы восстановить нанесённый урон природе. Мне приходилось участвовать в ликвидации пожаров в Сибири, на Дальнем Востоке, где горели тысячи гектаров леса. Больно смотреть, когда на месте вековой тайги остаётся заболоченная местность с мелким кустарником, ведь восстановиться этот лес не сможет сотни лет. Но есть вещи, утрату которых невозможно перевести в денежный эквивалент, потому что они бесценны. Это лес, экология, природа – то, что мы оставим своим потомкам.
- Спасибо за интервью.