8 ноября 2022, 11:17
39
3 минуты

Психолог МЧС Лада Никифорова: Как не стать шопоголиком

Ноябрь традиционно славится «черными пятницами» и мега-распродажами. Как противостоять агрессивному маркетингу и не поддаваться на провокации скидок, рассказывает старший инспектор-психолог Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Лада Никифорова. Отметим, что в 2022 году она вошла в тройку лидеров Южного Федерального округа по линии ведомственного конкурса «Лучший психолог МЧС России». Своими знаниями она щедро делится с коллегами и волонтерами.

- Это болезнь или увлечение?

- Непреодолимая тяга к совершению определенного рода деятельности говорит о зависимости. К таким состояниям можно отнести и шопоголизм. Впервые такое состояние было описано в XIX веке. Однако до сих пор в ученых кругах не пришли к единому мнению, является тяга к неконтролируемым покупкам болезнью или это лишь проявление слабохарактерности.

Ответ, возможно, кроется в исследованиях биохимического состояния организма, которые показывают, что в момент покупок человека может испытывать эмоции, аналогичные состоянию эйфории у наркоманов, алкоголиков и игроков.

У зависимых людей – шопоголиков процесс траты денег и приобретения нового товара вызывает всплеск медиатора «гормона счастья»-серотонина. Это помогает купировать отрицательные эмоции и на время забыть о существующих в жизни проблемах.

- Что можете сказать об агрессивном маркетинге?

- Даже если склонности к шопоголизму нет, человек все равно может поддаться на манипуляции продавцов. Особенно такая вероятность возрастает в атмосфере общего покупательского ажиотажа, царящего в периоды крупных распродаж («черные пятницы», новогодние праздники и прочее).

Особая роль в увеличении количества спонтанных покупок отводится рекламе, как способу манипуляции сознанием. Для воздействия на покупателя к созданию рекламы привлекаются лучшие стратеги, дизайнеры, имиджмейкеры и, конечно же, психологи.

Как понять, что вы стали жертвой агрессивного маркетинга? Подскажет тело. К примеру, если при общении с консультантами в магазине вы чувствуете в зоне живота дискомфорт и напряжение, то это указывает на психологическое давление извне.

- Какие рекомендации можете дать?

- Сложнее всего с агрессивным маркетингом бороться сострадательным и честным людям, которые попросту боятся обидеть навязчивого консультанта отказом от покупки. Какой есть выход?

Профилактика спонтанных покупок и возможного развития шопоголизма сводится к соблюдению простых правил:

• Старайтесь расплачиваться наличными деньгами, а не банковской картой.

• Ходите в магазины реже, закупая необходимые товары по приготовленному заранее списку.

• По возможности избегайте просмотра рекламы.

Ответственное отношение к собственным финансам помогает склонным к формированию зависимостей людям избежать ловушки скидок и распродаж.


Эта статья полезна?

Контакты

8 (861) 991-11-76 (доб. 5522)
Приемная начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (861) 268-64-40
Единый «телефон доверия»
gu@23.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)