Ноябрь традиционно славится «черными пятницами» и мега-распродажами. Как противостоять агрессивному маркетингу и не поддаваться на провокации скидок, рассказывает старший инспектор-психолог Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Лада Никифорова. Отметим, что в 2022 году она вошла в тройку лидеров Южного Федерального округа по линии ведомственного конкурса «Лучший психолог МЧС России». Своими знаниями она щедро делится с коллегами и волонтерами.
- Это болезнь или увлечение?
- Непреодолимая тяга к совершению определенного рода деятельности говорит о зависимости. К таким состояниям можно отнести и шопоголизм. Впервые такое состояние было описано в XIX веке. Однако до сих пор в ученых кругах не пришли к единому мнению, является тяга к неконтролируемым покупкам болезнью или это лишь проявление слабохарактерности.
Ответ, возможно, кроется в исследованиях биохимического состояния организма, которые показывают, что в момент покупок человека может испытывать эмоции, аналогичные состоянию эйфории у наркоманов, алкоголиков и игроков.
У зависимых людей – шопоголиков процесс траты денег и приобретения нового товара вызывает всплеск медиатора «гормона счастья»-серотонина. Это помогает купировать отрицательные эмоции и на время забыть о существующих в жизни проблемах.
- Что можете сказать об агрессивном маркетинге?
- Даже если склонности к шопоголизму нет, человек все равно может поддаться на манипуляции продавцов. Особенно такая вероятность возрастает в атмосфере общего покупательского ажиотажа, царящего в периоды крупных распродаж («черные пятницы», новогодние праздники и прочее).
Особая роль в увеличении количества спонтанных покупок отводится рекламе, как способу манипуляции сознанием. Для воздействия на покупателя к созданию рекламы привлекаются лучшие стратеги, дизайнеры, имиджмейкеры и, конечно же, психологи.
Как понять, что вы стали жертвой агрессивного маркетинга? Подскажет тело. К примеру, если при общении с консультантами в магазине вы чувствуете в зоне живота дискомфорт и напряжение, то это указывает на психологическое давление извне.
- Какие рекомендации можете дать?
- Сложнее всего с агрессивным маркетингом бороться сострадательным и честным людям, которые попросту боятся обидеть навязчивого консультанта отказом от покупки. Какой есть выход?
Профилактика спонтанных покупок и возможного развития шопоголизма сводится к соблюдению простых правил:
• Старайтесь расплачиваться наличными деньгами, а не банковской картой.
• Ходите в магазины реже, закупая необходимые товары по приготовленному заранее списку.
• По возможности избегайте просмотра рекламы.
Ответственное отношение к собственным финансам помогает склонным к формированию зависимостей людям избежать ловушки скидок и распродаж.