22 ноября в России отмечается День психолога. В МЧС Кубани есть свой штат психологов, готовых в любую минуту оказать свою профессиональную помощь не только личному составу, но и тем, кто попал в чрезвычайную ситуацию.
Наша собеседница – старший инспектор-психолог Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Лада Никифорова. В системе МЧС России Лада Ивановна работает с 2010 года. Начинала свой трудовой путь в Свердловской области, год назад перевелась на Кубань.
Лада Никифорова аттестована по квалификации «Спасатель». Имеет ряд ведомственных наград. В этом году вошла в тройку лидеров на региональном этапе Южного федерального округа Всероссийского конкурса «Лучший психолог МЧС России».
- Лада Ивановна, давайте начнём с того, как вы стали психологом и как пришли в МЧС – почему именно эта служба? Ведь принимать людей в тёплом кабинете – именно такой стереотип фильмы создали о психологах – куда легче, чем работать на катастрофах.
- Не скажу, что с самого детства я хотела стать психологом. Я серьезно занималась лыжным спортом, но потом меня увлекла педагогика. По первому образованию я педагог дошкольного образования. Затем мне захотелось дальше учиться и развиваться, и я получила психологическое образование. В МЧС пошла, потому что хотелось оказывать помощь людям, оказавшимся в экстренных ситуациях.
- Вы читаете свою работу тяжелой?
- Нужно четко разграничивать чувства и профессиональные обязанности. Несмотря на все переживания, мы должны выполнять свои обязанности. То есть я для пострадавших или родственников пострадавших должна стать поддержкой в тяжелый час и помочь им найти ресурсы пережить случившееся.
Мы представители профессии экстремального профиля, поэтому имеем профессиональную подготовку, которая помогает нам сохранять свое психическое здоровье.
- Вы приехали на место ЧС, аварии – с чего начинается работа?
- Психологи МЧС выезжают на место ЧС или происшествия, если есть двое и больше погибших, а также если среди пострадавших есть дети. Это может быть все, что угодно: и пожар, и взрыв бытового газа, и ДТП, и прочее.
По прибытию на место происшествия мы делаем сбор информации и анализ ситуации, и, конечно же, оказываем экстренную психологическую помощь пострадавшим, родственникам погибших и пострадавших, нормализуем актуальное психическое состояние. Также мы создаем психологическую обстановку, которая обеспечивает оптимальные условия для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Предупреждаем возникновение массовых негативных явлений. И конечно же оказываем психологическую помощь участникам ликвидации последствий ЧС.
- Люди, с которыми общаетесь, помогаете, бывает, что потом звонят, пишут?
- Нет, таких случаев не было. Однако я о них помню. И хотя исповедую принцип, что рабочие мысли и эмоции нужно оставлять на работе, а не идти с ними домой, некоторые случаи врезаются в память.
- Вы работаете и с сотрудниками МЧС, и с родственниками пострадавших и погибших. Чем отличается работа?
- Родственникам пострадавших или погибших мы оказываем экстренную психологическую помощь. А сотрудники МЧС и члены их семей – это такие же обычные люди, у которых возникают обычные проблемы – внутрисемейные, проблемы в детско-родительских отношениях. Поэтому мы работаем и с ними.
- С какими психологическими проблемами сталкиваются сотрудники МЧС? Как их заранее распознать?
- В наши должностные обязанности входит психологическое сопровождение личного состава. В том числе психологическая диагностика, подготовка, коррекция.
При поступлении на службу или работу в МЧС каждый кандидат проходит психологический отбор. Кандидатам предлагается пройти ряд психологических методик и тестов, направленных на изучение интеллектуального, эмоционально-личностного, мотивационно-волевой сфер личности.
Для некоторых специальностей МЧС России, например, для пожарных, спасателей, диспетчеров предполагается использование аппаратных методов для диагностики психофизиологических особенностей. Это является особо значимым тогда, когда в рамках выполнения должностных обязанностей предъявляются особые требования к физической выносливости, работоспособности, скорости реакции, а также адаптационным возможностям организма в целом.
На основе полученных результатов мы определяем степень профессионально-психологической пригодности кандидата к работе в должности, на которую он претендует. То есть это первый этап – профессионально-психологический отбор. Такое серьезное испытание для тех, кто хочет служить или работать в системе МЧС. И только те, кто успешно с ним справится, допускаются к следующим этапам трудоустройства.
Работа пожарных и спасателей сопряжена с высокими физическими и эмоциональными нагрузками. Длительное воздействие стрессогенных факторов негативно влияет как общее самочувствие, так и на психоэмоциональное состояние в целом. Психологи осуществляет профилактику и коррекцию негативных последствий профессиональной деятельности специалистов, как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Помимо этого, для закрепления положительного эффекта мы используем аппаратные методы работы, которые находятся в комнате психоэмоциональной разгрузки. Это кабинет, который оснащен современными стационарным и портативным оборудованием. В комнате созданы оптимальные условия для снятия напряжения, повышения функциональных ресурсов сотрудника. И практическое использование комнаты психоэмоциональной разгрузки уже доказало свою эффективность.
Также мы читаем лекции, проводим занятия с нашим личным составом. Рассказываем, что такое стресс, как его распознать, как с ним справиться. Помимо этого, с личным составом раз в два года мы проводим мониторинговое психодиагностическое обследование, по результатам которого видим, как повлияла работа на человека, есть ли эмоциональное выгорание или нет, и в зависимости от полученных результатов осуществляем дальнейшую работу.
- Советы психолога: как правильно общаться с человеком в тяжёлой ситуации – который попал в аварию, потерял близкого, спасли из пожара и т.д.?
- Психологи советов не дают, мы даем рекомендации. Для людей, которые не имеют специального психологического образования, психологами МЧС разработаны практические пособия по оказанию психологической поддержки при острых стрессовых реакциях.
Самое первое – это конечно же помнить о том, что пострадавший может нуждаться в медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человек нет физических травм, проблем со здоровьем. И только тогда оказывать психологическую поддержку.
- Как вообще правильно вести себя?
- Убедитесь в собственной безопасности. Важно реально оценивать свое состояние и собственные силы перед тем, как принять решение, что сейчас вы можете и готовы помогать. Использовать надо только те приемы, в которых вы уверены, что способны помочь и не навредить. Если нет уверенности в своих силах, то не следует оказывать помощь, а нужно обратиться к профильным специалистам.
Если вы чувствуете, что не готовы оказать помощь человеку, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция, и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной.
Не обманывайте человека и не давайте ему ложных надежд. Не манипулируйте человеком или ситуацией для того, чтобы добиться каких-то выгод.
Какая бы ни была реакция – агрессия, истерика, апатия, страх, тревога, слезы – нужно понимать, что это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
- Вы проводите занятия в том числе студентам по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему населению при участии в ликвидации. Чему учите? Что спрашивают?
- На таких занятиях мы рассказываем про острые стрессовые реакции, какие они бывают, их отличительные признаки. Делимся информацией, как с ними справляться. Подробно останавливаемся на приемах, которые позволяют оказавшимся в экстремальной ситуации людям, не имеющим психологическое образование, помочь себе и окружающим.
- Родственники погибших часто задаются вопросом: зачем близкий человек поехал, полетел, или сделал то, что привело к трагедии? Какие слова находите, чтобы утешить и как часто произносите фразу «все будет хорошо»?
- Универсальных слов нет. Мы учитываем реакцию человека во время происшествия или ЧС. Наша цель – помочь справиться с бедой.
Каждый человек уникален. Экстренную психологическую помощь можно сравнить со скорой медицинской помощью. Чем быстрее окажется рядом квалифицированный специалист, тем больше вероятность, что человек выйдет из этой ситуации с наименьшими потерями и сможет вернуться к нормальной жизни.
Одна из наших задач – это профилактика неадаптивных нарушений, которые в будущем могут мешать человеку справиться с проблемой. Жизнь человека делится на жизнь до трагедии и после нее. И если вовремя не оказать квалифицированную психологическую помощь, то когда кончается действие стрессогенной ситуации и начинается новый исторический период в жизни человека, случается настоящее бедствие.
- Как вы разделяете работу и домашние дела – как абстрагироваться от тяжёлых случаев, с которыми сталкиваешься каждый день? Есть ли у психологов МЧС эмоциональное выгорание - как вы восстанавливаете душевное равновесие?
- У каждого есть свои способы восстановления и в этом смысле очень помогает коллектив, в котором мы находимся. И конечно же семья и друзья.
К счастью, тяжелые случаи случаются не каждый день. А так после окончания рабочего дня ты переодеваешься из формы психолога МЧС в гражданскую одежду и идешь домой. Дома поддержка мужа, детей. Она очень сильно помогает восстанавливаться. Помогает восстанавливаться и хобби. В моем случае это спорт, рукоделие и цветоводство.
- Думскроллинг или думсёрфинг (англ. doom — «злой рок», «гибель» и scroll — «прокручивать, листать») — «болезненное погружение в новостную ленту, где преобладают плохие вести», феномен траты чрезмерного количества экранного времени, посвящённого поглощению негативных новостей. В некоторых случаях повышенное внимание к новостным статьям и чтение преимущественно негативных новостных сообщений может привести к вредным психофизиологическим реакциям. Замечаете увеличение такого сейчас? Как справляться с тягой к прокручиванию новостей?
- Как показывает практика, психологическая помощь нужна не только пострадавшим, родственникам пострадавших и погибшим, но также людям, ставшим свидетелями происшествия, либо очень впечатлительным людям, которые смотрят новостную ленту. У них тоже могут проявляться острые стрессовые реакции. И кто более впечатлительный, тому в последующем может понадобиться психологическая помощь.
Мой совет: старайтесь избегать негативных новостей, больше общайтесь с приятными вам людьми. Берегите себя!