Уважаемые граждане, в период с 8 января по 3 февраля 2024 года вы присылали в Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю свои вопросы, касающиеся антикоррупционной деятельности регионального ведомства и системы МЧС России в целом. Специалисты Главного управления подготовили ответы на ваши письма.
Какие коррупционные нарушения могут возможны в системе МЧС России?
К подобным правонарушениям можно отнести:
• непредставление сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6, пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»;
• невыполнение обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»);
• невыполнение в обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (пункт 2 статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
• невыполнение сотрудником МЧС России, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Какие факторы коррупции существуют в МЧС?
Усиленное внимание со стороны организаций и граждан оказывается к структурным подразделениям и сотрудникам МЧС России с целью создания благоприятных условий для осуществления своей деятельности:
• получение лицензий на отдельные виды деятельности;
• снижение требовательности при осуществлении надзорных функций;
• лоббирование интересов отдельных фирм-производителей при поставке необходимой продукции, проектировании и монтаже систем жизнеобеспечения.
Проявляются устремления криминальных структур к проникновению в систему МЧС России для получения информации, обеспечивающей безопасное извлечение доходов:
• получение информации о состоянии объектов экономики;
• получение информации о планируемых закупках оборудования, имущества и т.д.
Наиболее значимые внутренние факторы, влияющие на коррумпированность в подразделениях МЧС России:
• недостаточный контроль за повседневной деятельностью личного состава со стороны руководителей всех уровней, создающий условия и предпосылки к злоупотреблению служебным положением и нарушению служебных регламентов;
• недостатки в воспитательной работе в структурных подразделениях, порождающие нарушения служебной дисциплины;
• недостаточный контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности;
• нарушение принципа справедливости при решении кадровых, социальных и других вопросов со стороны руководителей;
• недостатки в подборе, обучении и продвижении кадров, слабое внимание руководителей к морально-психологическому состоянию личного состава;
• недостаточное материальное обеспечение личного состава.