Начальник пожарно-технической выставки Ирина Агальцова провела занятия у учащихся с 6 по 10 классы в общеобразовательных школах № 4,5,6,7. Акцент в выступлениях был сделан на подвигах ленинградских пожарных в годы блокады.
Дети узнали, что тяжелейшие испытания выпали на долю пожарных города на Неве. В связи с началом войны пожарная охрана была военизирована. Она стала одной из служб местной противовоздушной обороны (МПВО). В числе мер по усилению пожарной охраны важная роль отводилась массовому привлечению населения в противопожарные формирования МПВО. Так, к началу сентября 1941 года было создано около 8 тыс. пожарных звеньев на промышленных предприятиях и в домохозяйствах.
Чтобы предотвратить возможность развития и распространения пожаров, в короткий срок пожарные команды приспособили для тушения огромное количество водоемов. Эффективным средством обезвреживания зажигательных бомб явился песок, который брали даже с пляжа Петропавловской крепости. Очень важно было снизить возгораемость деревянных чердачных конструкций. Государственный институт прикладной химии предложил для этой цели раствор суперфосфата в воде. Такой суперфосфатной обмазкой дважды были покрыты чердачные конструкции в городе.
С большим размахом проводилось обучение населения и противопожарных формирований способам обезвреживания зажигательных бомб и тушения пожаров. На предприятиях, в учреждениях, школах, больницах проходили практические занятия. Эта работа принесла свои результаты, большинство всех пожаров и загораний, возникших в первые четыре месяца блокады, были ликвидированы силами населения.
8 сентября на город было сброшено более 6 тыс. зажигательных и фугасных бомб, в разных районах одновременно возникло 178 пожаров. Большие пожары были на Бадаевских продовольственных складах, где сгорели запасы продовольствия, в Морском торговом порту. Несмотря на артиллерийские обстрелы или авиационные налеты пожарные не прятались в укрытия, а продолжали свою работу. Зимой 1941-1942 в жестокие морозы огнеборцам приходилось зачастую тушить пожары снегом из-за отсутствия воды, добираться на место пешком, волоком доставляя тяжелый инвентарь, потому что большинство автонасосов стояло без горючего.
В водопроводе не было воды, но главное – не хватало людей. Только в ноябре–декабре 1941 года от голода, истощения и дистрофии умерли более трехсот человек. Пожарные рукава из-за сильных морозов замерзали и оставались лежать на местах ликвидированных пожаров, так как собрать, высушить и привести их в порядок не было сил.
В школе №4 Урок Мужества также провела председатель первичной ветеранской организации Анапского пожарно-спасательного гарнизона Людмила Бурнайкина. Из рассказа ветерана ребята услышали о ликвидации крупных пожаров в блокаду. Так, в ночь с 13 на 14 января возник пожар в Гостином дворе, где горели магазины на первом и втором этажах. Прибывшему к месту пожара начальнику штаба противопожарной службы города Б.И. Кончаеву доложили, что воды в канале Грибоедова нет (он промерз до дна). Необходимо было разбирать конструкции, чтобы огонь не смог распространиться дальше. Голодные, усталые люди пилили вручную толстые бревна перекрытий, разбирали крепко сколоченные полы. Под угрозой оказалось чудесное здание в самом центре города. Огонь мог переброситься на Публичную библиотеку с ее бесценными сокровищами. К счастью, этого не произошло, к утру 14 января пожар был ликвидирован.
Город страдал не только от пожаров, но и от других трудностей и лишений, связанных с блокадой. Личный состав принимал самое непосредственное участие в прокладке знаменитой Дороги жизни по Ладожскому озеру. На работы по созданию этой ледовой трассы были посланы люди и техника.
3 мая 1943 года произошел пожар на нефтебазе «Красный нефтяник». Здесь был сосредоточен один из основных запасов нефтепродуктов осажденного города. В 46 резервуарах хранилось около 5000м3 бензина, керосина и масла. В условиях военного времени это была огромная ценность, сравнимая только с продовольствием.
Несколько крупнокалиберных снарядов попали в резервуары, полностью разрушив их. Горящие нефтепродукты потекли по канаве, угрожая прорваться в канализацию, а через нее - в Обводный канал. Столб дыма над нефтебазой стал отличным ориентиром для немецких артиллеристов, которые продолжали обстрел.
Руководство тушением этого сложнейшего пожара возглавил полковник М.К. Сериков. Силы и средства всего гарнизона стягивались к нефтебазе. Подразделения несли потери в людях и технике, но борьба с огнем не прекращалась. Артиллерийский обстрел противником усилился, что могло привести к возникновению новых очагов пожара. Было принято решение отправить в адрес начальника Управления НКВД следующую телеграмму: «Прошу дать команду подавления огня противника. Несу потери в личном составе. Сериков». И командование Ленинградским фронтом пришло на помощь пожарным, через 25 минут вражеская артиллерия вынуждена была прекратить обстрел. В этом сражении с огнем были убитые, раненные и контуженные пожарные, несколько получили сильные ожоги. Серьезно была повреждена пожарная техника.
В январские дни 1944 года началось мощное наступление войск Ленинградского фронта и 27 января торжественный артиллерийский салют возвестил о победе под Ленинградом и полном снятии героической блокады.
В июле 1942 года пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорилось: «За образцовую подготовку противопожарной обороны города Ленинграда, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликвидации пожаров…».
Многие школьники почтили память мужественных пожарных Ленинграда Минутой молчания.