Методические рекомендации по организации учебно-консультационных пунктов

Методические рекомендации по организации учебно-консультационных пунктов

по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (для неработающего населения)

Общие положения.

Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне чрезвычайным ситуациям (УКП) предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (неработающее население).

УПК создаются в соответствии с требованиями федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “О гражданской обороне”, постановлений Правительства Российской Федерации “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций” и “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”.

Главная цель создания УКП - обеспечение необходимых условий для подготовки неработающего населения по проблемам ГО и защиты от ЧС по месту жительства.

Основные задачи УКП.

- организация обучения неработающего населения по программам, утвержденным МЧС России;

- выработка практических навыков действий в условиях ЧС мирного и военного времени;

- повышение уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения ЧС, а также при ликвидации их последствий;

- пропаганда важности и необходимости всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.

Количество УКП и их размещение определяются распоряжением глав органов исполнительной власти муниципальных образований. УКП создаются при жилищно-эксплуатационных органах (управляющие компании), в местах массового пребывания людей и должны размещаться в специально отведенных для них помещениях. При невозможности выделить отдельные помещения УКП могут временно проводить занятия в других помещениях, наиболее часто посещаемых неработающим населением (комнаты здоровья, методические и технические советы и т.п.).

Каждый УКП должен обслуживать микрорайон, в котором проживает не более 3000 человек неработающего населения.

Организационная структура УКП может быть различной в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемого микрорайона и количества проживающего в нем неработающего населения. В состав УКП могут входить:

- начальник УКП;

- 1-2 организатора (консультанта).

Начальник УКП, как правило, должен быть штатным. Организатор (консультант) может быть штатным, работать по совместительству или на общественных началах.

Финансовые и материальные расходы, связанные с организацией работы УКП, оплаты труда сотрудников, руководителей занятий производится за счет местного бюджета.

Организация работы

Общее руководство подготовкой неработающего населения осуществляет руководитель органа местного самоуправления. Он издает приказ (распоряжение) о создании УКП, в котором определяет: при каких ЖЭО (предприятиях, учреждениях, организациях) и на какой базе они создаются; порядок финансирования и материально-технического обеспечения; ответственных за работу лиц и другие организационные вопросы.

Непосредственными организаторами обучения являются руководители жилищно-эксплуатационных организаций, а в ведомственном жилом секторе - руководители соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Они издают приказ (распоряжения), в котором определяют:

- место расположения УКП и других помещений, используемых для подготовки неработающего населения;

- порядок работы УКП;

- организацию проведения занятий, консультаций, тренировок;

- должностных лиц УКП и лиц, привлекаемых для проведения занятий, консультаций и других мероприятий по обучению;

- порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения;

- закрепление жителей домов (улиц, кварталов) за помещениями и распределение их по учебным группам;

- другие организационные вопросы.

Обучение населения осуществляется путем:

- проведения занятий по программе, утвержденной МЧС России;

- проведения пропагандистских и агитационных мероприятий (бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, консультаций показа учебных кино- и видеофильмов и др.), проводимых по планам должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;

- распространения и чтения памяток, листовок, пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от ЧС;

- участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС.

Основное внимание при обучении неработающего населения обращается на морально-психологическую подготовку, умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, на воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от ЧС мирного и военного времени.

Обучение населения осуществляется, по возможности круглогодично. Наиболее целесообразный срок обучение в группах - с 1 ноября по 31 мая. В другое время проводятся консультации и другие мероприятия.

Для проведения занятий обучаемые сводятся в учебные группы, которые создаются из жителей одного дома (нескольких малых домов, подъездов). Оптимальным вариантом является группа из 10-15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам ГО и защиты от ЧС. В каждой из них назначается старший, как правило, из числа офицеров, прапорщиков запаса, активистов и ветеранов ГО.

С учетом местных условий и подготовленности, обучаемых тематику занятий ежегодно уточняет руководитель муниципального образования.

Традиционные формы проведения занятий с данной категорией обучаемых (с учетом возраста и здоровья) могут применяться ограничено с отдельными группами обучаемых. С большинством неработающего населения основными формами занятий являются:

- практические занятия;

- беседы, викторины;

- уроки вопросов и ответов;

- игры, дискуссии;

- встречи с участниками ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций, руководящим составом и ветеранами гражданской обороны;

- просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.

Большую часть учебного времени следует отводить практическим занятиям и тренировкам, в ходе которых отрабатывать действия по сигналам оповещения, правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, эвакомероприятия. Продолжительность занятий одной группы, как правило, 1-2 часа в день. Кроме того, может применяться самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы.

Неработающее население, прошедшее обучение по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки, может привлекаться на учения, проводимые при жилищных органах по месту жительства.

Для проведения занятий и консультаций привлекаются сотрудники УКП, специалисты ЖЭО, консультанты из числа активистов ГО, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники органов здравоохранения. Для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные работники органов управления ГОЧС и преподаватели курсов ГО. Подготовка сотрудников УКП, консультантов из числа активистов проводится на курсах ГО.

Контроль за работой УКП осуществляют должностные лица органов местного самоуправления и работники органов управления ГОЧС всех уровней.

Оборудование и оснащение.

УКП оборудуются в специально отведенном помещении, где есть возможность создать необходимые условия для организации учебного процесса. Должно быть не менее двух комнат: комната (класс) для проведения занятий и консультаций вместимостью 15-20 человек и комната для хранения имущества. Класс обеспечивается необходимым количеством исправной мебели. На видном месте располагается распорядок дня и расписания занятий и консультаций.

Учебно-материальная база УКП включает технические средства обучения, стенды, учебные наглядные пособия, медицинское имущество и средства индивидуальной защиты, учебно-методическую литературу и дидактические материалы.

Технические средства обучения: телевизор; видеомагнитофон; средства статической проекции; приемник радиовещания.

Класс оборудуется следующими стендами:

- классификация чрезвычайных ситуаций;

- права и обязанности граждан по ГО и защите от ЧС;

- сигналы оповещения и действия по ним;

- средства индивидуальной и коллективной защиты;

- порядок и правила проведения эвакуации;

- оказание само- и взаимопомощи;

- действия населения по предупреждению террористических акций.

Учебное имущество:

- противогазы гражданские для взрослых и детей - 10-15 шт.;

- камера защитная детская - 1 шт.;

- респираторы (разные) - 10 шт.;

- средства защиты кожи - 2-3 комплекта;

- дозиметры бытовые - 2-3 шт.;

- аптечка индивидуальная АИ-2 - 10 шт.;

- огнетушители (разные) - 2-3 шт.;

- ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5-10 шт.;

- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) - 3-5 шт.;

- индивидуальный противохимический пакет (ИПП) - 2-3 шт.;

- пакет перевязочный индивидуальный (ППИ) - 2-3 шт.;

- бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;

- аптечка первой медицинской помощи.

Применительно к тематике обучения для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП, необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, законодательные и нормативные акты (выписки), подшивки журналов “Гражданская защита” и “Военные знания”, памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.

Оснащение УКП, содержание стендов должны быть просты в оформлении, доступны в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении ЧС, воспитывать высокие морально-психологические качества. Каждый посетивший УКП должен получать конкретную исчерпывающую информацию о возможных ЧС в районе его проживания, местах укрытия и маршрутах следования к ним, адреса пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации.

Документация.

1. Приказ (распоряжение) главы муниципального образования о создании УКП на территории муниципального образования.

2. Приказ начальника ГО учреждения, при котором создан УКП, об организации его работы.

3. Положение об УКП.

4. План работы УКП на год.

5. Распорядок дня работы УКП.

6. График дежурства по УКП его сотрудников и других привлекаемых для этого лиц.

7. Расписание занятий и консультаций на год.

8. Журналы учета занятий и консультаций.

9. Журнал персонального учета населения, прошедшего обучение на УКП.

10. Списки неработающих жильцов с указанием адреса, телефона и старших учебных групп.

Обязанности начальника

(организатора, консультанта) УКП

Начальник (организатор, консультант) УКП подчиняется начальнику ГО и начальнику отдела (уполномоченному) по ГОЧС учреждения, при котором создан УКП. Он отвечает за планирование, организацию и ход учебного процесса, состояние учебно-материальной базы.

Он обязан:

- разрабатывать и вести планирующие, учетные и отчетные документы;

- в соответствии с расписанием проводить занятия и консультации в объеме, установленном приказом начальника ГО учреждения;

- осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;

- проводить инструктаж руководителей занятий и старших групп;

- вести учет подготовки неработающего населения в закрепленном за УКП микрорайоне;

- составлять годовой отчет о выполнении плана работы УКП и представлять его начальнику ГО учреждения;

- составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, технических средств обучения, литературы, организовать их учет, хранение и своевременное списание;

- следить за содержанием помещения, соблюдением правил пожарной безопасности;

- поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами управления ГОЧС и курсами ГО района.

Для сотрудников УКП, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП.

Рекомендуемая тематика и расчет часов учебных занятий для УКП

№ темы

Название темы занятий

Вид занятия

Кол-во часов

1.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Лекция.

30 мин.

2.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.

Лекция.

30 мин.

3.

Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Лекция.

1 час

4.

Действия населения в случае чрезвычайной ситуации природного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.

Практико-теоретическое занятие.

2 часа

5.

Действия населения в случае чрезвычайной ситуации техногенного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.

Практико-теоретическое занятие.

3 часа

6.

Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, по защите населения.

Практико-теоретическое занятие.

4 часа

7.

Оказание медицинской помощи. Основы ухода за больными.

Практико-теоретическое занятие.

3 часа

ИТОГО

14 часов

Темы занятий и их содержание

Тема № 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Законодательство Российской Федерации в области ГО. Предназначение системы гражданской обороны и ее задачи. Структура и органы управления ГО. Руководство и силы ГО.

Тема № 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.

Тема № 3. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие и его боевые свойства. Поражающие факторы ядерного оружия.

Химическое оружие и последствия его применения. Отравляющие вещества (ОВ), их классификация, воздействие на организм. Характерные признаки применения ОВ.

Бактериологическое (биологическое) оружие (БО) и последствия его применения. Способы применения БО. Признаки применения БО.

Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.

Тема № 4. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации, наиболее вероятные на территории муниципального образования.

Понятие об опасном природном явлении, источнике чрезвычайной природной ситуации, стихийном бедствии.

Классификация и характеристика ЧС природного характера. Стихийные бедствия геологического, метеорологического, гидрологического характера, природные пожары (лесные, торфяные), действия населения при их возникновении, оповещение населения.

Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения.

Тема № 5. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. ЧС, наиболее вероятные на территории муниципального образования.

Понятие об аварии и катастрофе. Классификация ЧС техногенного характера и их характеристики.

Радиационно-опасные объекты (РОО). Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия. Источники облучения населения. Основные зоны безопасности в период нормального функционирования РОО. Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных. Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Характеристика наиболее распространенных АХОВ. Действия населения: при оповещении об аварии на химически опасном объекте (ХОО); при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения. Неотложная помощь при поражении АХОВ.

Пожары и взрывы в жилых и общественных зданиях. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Предупреждение пожаров и взрывов. Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении и при загорании электроприборов. Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва. Правила пользования первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).

Аварии на гидродинамически опасных объектах. Действия населения.

Аварии на железнодорожном, воздушном, водном транспорте. Аварии на автомобильном транспорте, действия при ДТП. Правила безопасного поведения участников дорожного движения. Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай). Действия пассажиров.

Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.

Тема № 6. Основные мероприятия гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС по защите населения.

Оповещение. Действия населения при оповещении о ЧС в мирное время и об опасностях возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Эвакуация и ее цели. Принципы и способы эвакуации, порядок проведения.

Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные элементы. Противорадиационные укрытия и их основные элементы. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор. Детские фильтрующие противогазы. Условия применения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам. Камеры защитные детские, их назначение устройство и порядок применения. Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими. Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.

Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация. Простейшие средства защиты кожи и их свойства. Элементы герметизации одежды при использовании ее в качестве средств защиты кожи.

Медицинские средства индивидуальной защиты. Содержание, назначение и порядок применения. Индивидуальные противохимические пакеты. Назначение и порядок пользования ими. Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения.

Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивных, отравляющих и АХО веществ.

Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений от заражения.

Тема № 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными.

Основные правила оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших. Первая помощь при ушибах и вывихах. Первая помощь при химических и термических ожогах.

Оказание первой помощи при обморожении, обмороке, поражении электрическим током, при тепловом и солнечном ударах. Правила оказания помощи утопающему. Основы ухода за больными.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию учебно-консультационных пунктов при управляющих компаниях, домоуправлениях, ЖСК, а в сельской местности

при Администрациях сел, поселков.

Учебно-консультационные пункты (УКП) создаются для проведения занятий и оказания консультационной помощи населению по вопросам действий в чрезвычайных ситуациях.

УКП могут быть оборудованы в отдельных помещениях - классах или занимать часть помещения, специально оборудованную и способную выполнять свою функцию. УКП должен быть оборудован 1-2 стендами, на которых отразить вопросы защиты населения микрорайона, предприятия от последствий возможных ЧС мирного и военного времени, а также действия по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!”.

Информационно-справочный стенд может включать следующие разделы:

1. Организация эвакуации в мирное и военное время.

В мирное время.

Схема микрорайона и распоряжение по отношению к нему потенциально-опасных объектов, аварии на которых могут привести к поражению людей проживающих на территории данного микрорайона или работающих на предприятии. На этой схеме обозначить маршруты выхода из возможной зоны заражения при аварии на любом из этих объектов.

В военное время.

На схеме должна быть обозначена загородная зона на случай эвакуации из города в военное время, указан номер, месторасположение и адрес СЭПа, с которого будет проводиться эвакуация. Здесь же дается информация о том, как подготовиться к эвакуации.

II. Защита населения от АХОВ РВ и ОВ.

В этом разделе дается характеристика опасных АХОВ (аммиак, хлор) и способы защиты от них, наиболее приемлемые для населения (герметизация, использование ВМП и мокрых фильтров и т.д.). В этом же разделе указываются способы защиты от радиоактивных веществ при заражении ими местности (использование ВПМ, герметизация, частые влажные уборки помещений и т.д.).

Для защиты от ОВ в военное время население должно получить СИЗ (противогазы, АИ-2, ИПП-8, ИПП), поэтому на стенде должна быть информация об имеющихся в микрорайоне пунктах выдачи СИЗ.

III. Первая помощь пострадавшим.

В третьем разделе кратко описываются способы наложения повязок с рисунками, правила остановки кровотечений, наложение шин при переломах, оказания помощи при ожогах, отравлениях, утоплении и обмороке. Здесь же могут быть указаны адреса медицинских учреждений расположенных на территории микрорайона или предприятия, куда можно обратиться за экстренной помощью.

IV. Действия населения по сигналу “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!”

В этом разделе должен быть дан порядок подачи сигнала “ВНИМАНИЕ ВСЕМ!” и варианты речевой информации по радио, телевидению и других средствах информации.

Вся информация может быть размещена как на одном, так и на нескольких стендах. Кроме рекомендованных разделов могут быть помещены и другие информационные и справочные материалы.

Кроме стендов УКП оборудуется уголком наглядной агитации: ”Средства индивидуальной защиты”, где могут быть выставлены современные средства защиты: противогаз ГП-5, ГП-7, респираторы, детские противогазы, аптечка АИ-2, ИПП-8. ватно-марлевая повязка, противопылевая тканевая маска и др. Здесь же целесообразно поместить дополнительные патроны ДПГ-1, ДПГ-3, защищающие от АХОВ.

В УПК должна находиться литература по вопросам ГОЧС.

Для оказания консультационной помощи разрабатывается график дежурства ответственных лиц и заведен журнал работы с населением по следующей форме (вариант):

п/п

Дата и время

Ф.И.О. ответственного дежурного

Ф.И.О. обратившегося

По какому вопросу дана консультация

1

2

3

4

5

На УКП должен быть указан режим работы, вывешено расписание занятий с указанием темы и даты проведения.

Для проведения консультаций, занятий привлекаются руководители занятий из числа работников предприятия, прошедших подготовку на курсах ГО или работники курсов, УМЦ по ГОЧС по специальному договору.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по созданию уголков ГО при управляющих компаниях,

домоуправлениях, ЖСК, школах, а в сельской местности

при Администрациях сел, поселков.

Уголки ГО создаются для проведения занятий и оказания консультационной помощи населению по вопросам ГО и действий в чрезвычайных ситуациях.

Уголки ГО могут быть оборудованы в отдельных помещениях - классах или занимать часть помещения, специально оборудованную и способную выполнять свою функцию или в коридорах на видном месте.

Оформление уголков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций целесообразно выполнять по следующим тематическим разделам:

- информация о вероятных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применительно к конкретным условиям, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, характеристика поражающих факторов;

- способы зашиты от поражающих факторов, характеристика средств индивидуальной и коллективной зашиты;

- сигналы гражданской обороны, порядок действия населения по сигналам гражданской обороны, маршруты движения к конкретным защитным сооруже­ниям гражданской обороны, порядок подготовки и проведения эвакуации, ад­рес сборного эвакопункта на схеме, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункт размещения рассредо­точиваемых и эвакуируемых; порядок движения к нему и т.п.

В уголке гражданской обороны и зашиты от чрезвычайных ситуаций для сельской местности дополнительно оформляется тематический раздел по организации приема эвакуированного населения и мероприятий, проводимых по защите сельскохозяйственных животных, растений и продуктов сельскохозяйственного производства.

Тематическое оформление уголков гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций выполняется с использованием:

- плакатов, стендов и других наглядных пособий;

- видеоаппаратуры, проекционной аппаратуры (мультимедиапроекторов, диапроекторов, кодоскопов и др.) и персональных компьютеров;

- макетов и образцов аварийно-спасательных инструментов и оборудования;

- средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической и биологической разведки, средств связи и оповещения, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;

- макетов местности, зданий, сооружений и т.п., муляжей (пораженных людей и т.п.), многофункциональных тренажеров для обучения навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (роботы-тренажеры типа «