Пожар в Новороссийском морском порту на танкере «Волгонефть» у нефтеналивного пирса № 29 ( 23 марта 1962 года)

Впервые в мировой практике пожар на нефтяном танкере был ликвидирован в порту непосредственно у причала. Как правило, груженые нефтью горящие танкеры выводили в открытое море для полного их выгорания или тушения потоплением. В сложнейших условиях пожар на танкере «Волгонефть» удалось победить непосредственно в Новороссийском морском порту у причала всего за 4 часа 15 минут (с момента возгорания до момента полной ликвидации пожара).

За проявленный героизм 28 участников тушения были награждены медалью «За отвагу на пожаре».

23 марта 1962 года в 12 часов 50 минут произошел пожар на танкере «Волгонефть» в Новороссийском морском порту у нефтеналивного пирса № 29.

Причиной пожара стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении газосварочных работ. Целостность корпуса танкера «Волгонефть» была нарушена, и потребовалось проведение его ремонта. Однако, нефть, находившуюся в трюмах, сливать не стали. В результате газосварочных работ в подводной части судна был прожжен борт в районе одного из нефтяных танков. Произошло три подряд мощных взрыва, и в средней части танкера в 12 часов 50 минут возник пожар. Взрывы вывели из строя систему пожаротушения, судно лишилось средств борьбы с огнем.

При взрывах погибло 3 человека: постовой пожарной команды Новороссийского порта Мамедов-Алакверды, практикант морского училища Вейцкин, машинист Бычков. Тяжело был ранен механик Выговский.

Сила взрывов была настолько велика, что весь город их почувствовал.

Все пожарные подразделения города Новороссийска - 8-ПВПЧ, 9-ПВПЧ и другие, не дожидаясь тревоги, выехали в порт, ориентируясь по клубам черного дыма. Пожарная часть № 8 города Новороссийска прибыла в составе 5 отделений. К горящему танкеру подошел пожарный катер «Зоркий».

Руководство тушением пожара взял на себя майор Колышницын Яков Николаевич, начальник отряда военизированной пожарной охраны города Новороссийска.

Обстановка к моменту прибытия пожарных частей была исключительно сложной. Пламя разрасталось с каждой минутой.

Коммуникации, проходящие над палубой, были разрушены взрывом. Над центральной частью танкера происходило горение танка, языки пламени и клубы черного дыма достигали 18 метров. Проводилась эвакуация обслуживающего персонала и пострадавших при взрыве, а также морского транспорта, находящегося на погрузке у лесного порта.

Ситуация усложнялась еще и тем, что на расстоянии 75 метров, у следующего причала, находился танкер «Варшава» водоизмещением 40 тыс. тонн, заполненный нефтью, который мог взорваться от теплового излучения.

Руководитель тушения пожара майор Яков Николаевич Колышницын принял решение ликвидировать пожар непосредственно в порту у причала, применяя пенопорошок. Кроме того, он отдал приказ без промедлений при помощи буксиров вывести танкер на рейд, на безопасное расстояние.

Майор Я.Н. Колышницын организовал штаб для борьбы с огнем. В него вошли старший техник лейтенант Терес Владимир Ильич - старший инспектор отряда военизированной пожарной охраны, старший техник лейтенант Воропай – заместитель начальника 9-ПВПЧ.

Штабом отдан приказ на охлаждение судна водой, пока с Кировской нефтебазы везли пенопорошок. Отбуксировать танкер в море и тушить потоплением было невозможно из-за угрозы розлива нефти в воду. Кроме того, для вывода танкера «Волгонефть» из порта необходимо было около 2,5 часов, но за это время рядом стоящие суда и в частности танкер «Варшава», нагруженный нефтью, могли взорваться от теплового излучения.

Для более эффективной борьбы с огнем все силы и средства пожарных были разбиты на три боевых участка.

Первый участок возглавлял заместитель начальника Новороссийского отряда военизированной пожарной охраны капитан Дудукалов Николай Стефанович. Перед ним была поставлена задача осуществлять охлаждение и защиту носовой части судна, средней надстройки и танков, заполненных нефтью.

Вторым боевым участком руководил начальник 8-ПВПЧ капитан Белоуско Анатолий Петрович, начальник 8-ПВПЧ города Новороссийска. Он обеспечивал охлаждение палубы со стороны кормы и защиту судовой мачты.

Третий боевой участок возглавлял старший лейтенант Трифонов Алексей Клементьевич, начальник 9-ПВПЧ города Новороссийска. В его задачу входило охлаждение и защита танков с нефтью, машинного отделения и надстройки над ним.

Мощные струи воды, поданные с пожарного катера «Зоркий» и стволы «А» от автоцистерн 9-ПВПЧ и 8-ПВПЧ и других лишь охлаждали горящее судно. Насосы пожарных автомобилей качали воду прямо из моря, бесперебойно подавая ее на раскаленную палубу для охлаждения. Исход борьбы с огнем могла решить только пенная атака.

Тем временем, на помощь прибывали дополнительные силы из городов Краснодар, Анапа, Геленджик, Крымск, Сочи, Туапсе, поселков Ахтырского и Черноморского, дружинники новороссийских заводов, суда рыболовецкого флота.

К 15 часам к месту пожара, на пирс, было доставлено 18 тонн пенопорошка и пеногенераторы.

С приказом на «пенную атаку» одновременно заработали 26 ствольщиков и 12 пеногенераторов ПГ-50. Из-за нехватки пенных стволов было решено подавать пенопорошок прямо через рукава. Было сконцентрировано 24 пожарных автонасоса и автоцистерны, пожарный катер и 6 буксиров.

Под прикрытием водяных струй бойцы смело подходили к бушующему пламени, подавая пенные стволы в горящие танки. Пожарные пробирались внутрь танкера, наступая на огонь все увереннее. Однако, жизни каждого угрожала опасность. В любую минуту танкер мог взорваться. Но никто об этом не думал. У пожарных дымилась одежда, плавилась подошва на сапогах, но никто не отступил. Все выполняли боевую задачу.

Через 20 минут напряженной и упорной работы ощутили первые результаты: были потушены практически все танки с нефтью! Но, если бы не закончившийся пенопорошок, единственный непотушенный танк не представлял бы угрозы. Несмотря на большое количество введенных пенных стволов, ликвидировать пожар не удалось.

Первое количество - 18 тонн пенопорошка, - было полностью израсходовано, в результате чего руководитель тушения пожара отдал распоряжение всем ствольщиком покинуть палубу горящего судна. Спустя 10-15 минут после первой пенной атаки огнем были охвачены все ранее горевшие танки.

В 16 часов 05 минут прогремел четвертый взрыв нефтяного танка № 31. Произошло вспучивание палубы. Рабочие нефтебазы Шишкин Иван Александрович, слесарь Новороссийской нефтебазы, и Вишникин Виктор Филиппович, оператор Новороссийской нефтебазы, получили ранения осколками, а пожарный 8-ПВПЧ Уйбусарс Кузьма Петрович получил ожоги лица.

В это время возникла угроза опрокидывания судна. Устранить крен с помощью судовых машин или инструментов было невозможно. Танкер решили подтопить и посадить на грунт, открыв клинкеты. Эту работу, рискуя жизнью, выполнил Камыгин Леонид Иванович, машинист танкера «Волгонефть». Он спустился в помповое отделение горящего судна. Вскоре танкер осел и встал ровнее.

Масштабы пожара быстро росли. Огнеборцы всеми силами пытались сдерживать распространение огня путем охлаждения каркаса судна водой, пока милицейский кортеж не доставил еще 25 тонн пенопорошка.

На исходных позициях на тушение было подано 26 пенных стволов и 40 водяных. Пожарным, работающим со стволами на раскаленной палубе у зияющих пропастью взорванных танков, на каждом шагу грозила смертельная опасность. Не смотря на высокую температуру и сложную обстановку, вторая пенная атака прошла успешно. За 4 часа пожар был локализован.

В 16 часов 50 минут во всех нефтяных танках горение было ликвидировано, за исключением танка № 32, где еще оставалось пламя. С поверхности палубы ликвидировать горение не удавалось, так как нефть горела в закрытых отсеках.

Для ликвидации горения необходимо было спустить на веревках пожарного с пенным стволом прямо в пылающий танк для подачи пены непосредственно в очаг горения. Выполнить эту задачу вызвался командир отделения 3-ПВПЧ г. Краснодара сержант Захарчук Александр Григорьевич.

Спустившись прямо в пылающий танк в теплоотражательном костюме, А.Г. Захарчук, работая со стволом, через 5-7 минут (в 17 часов 05 минут) полностью ликвидировал горение.

В результате, небывалый в мире случай: такой сложности пожар на нефтяном танкере был полностью ликвидирован непосредственно у причала в рекордные сроки – за 4 часа 15 минут (с момента возгорания до момента полной ликвидации пожара). Всего использовали 43 тонны пенопорошка.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1962 года за мужество и самоотверженность, проявленные при тушении пожара на танкере «Волгонефть» в Новороссийском морском порту, медалью за «За отвагу на пожаре» награждены 28 работников пожарной охраны и предприятий города Новороссийска (из них 15 – от пожарной охраны Новороссийска):

1. Абанин Николай Федорович, командир отделения 9 военизированной пожарной части города Новороссийска.

2. Аникин Михаил Соломонович, командир отделения 8 военизированной пожарной части города Новороссийска.

3. Белоуско Анатолий Петрович, начальник 8 военизированной пожарной части города Новороссийска, капитан.

4. Вишникин Виктор Филиппович, оператор Новороссийской нефтебазы.

5. Гриня Евгений Иванович, слесарь Новороссийской нефтебазы.

6. Денисов Юрий Владимирович, крановщик Новороссийской нефтебазы.

7. Дудукалов Николай Стефанович, заместитель начальника отряда военизированной пожарной охраны города Новороссийска.

8. Захарчук Александр Григорьевич, командир отделения 3 военизированной пожарной части города Краснодара.

9. Камыгин Леонид Иванович, машинист танкера «Волгонефть».

10. Канарулин Виктор Семенович, пожарный-матрос 2 отдельного дивизиона ВОХР Черноморского пароходства.

11. Колышницын Яков Николаевич, начальник отряда военизированной пожарной охраны города Новороссийска.

12. Лекехмахер Юрий Яковлевич, слесарь Новороссийской нефтебазы.

13. Макаров Федор Федорович, пожарный команды военизированной охраны Новороссийской нефтебазы.

14. Миносьян Гавриил Аведисович, старший пожарный 8 военизированной пожарной части города Новороссийска.

15. Мирниченко Василий Романович, пожарный-матрос 2 отдельного дивизиона ВОХР Черноморского пароходства.

16. Ноговицын Константин Константинович, крановщик Новороссийского морского порта.

17. Скрипник Иван Логвинович, пожарный 9 военизированной пожарной части города Новороссийска.

18. Снегуров Николай Пантелеевич, командир отделения 9 военизированной пожарной части города Новороссийска.

19. Татаренко Николай Васильевич, вожатый служебных собак 2 отдельного дивизиона ВОХР Черноморского пароходства.

20. Терес Владимир Ильич, старший инспектор отряда военизированной пожарной охраны города Новороссийска.

21. Трифонов Алексей Клементьевич, начальник 9 военизированной пожарной части города Новороссийска, старший лейтенант.

22. Уйбусарс Кузьма Петрович, пожарный 8 военизированной пожарной части города Новороссийска.

23. Фисенко Василий Васильевич, бригадир котельного цеха завода «Молот».

24. Фролов Михаил Федорович, пожарный пожарного поезда станции «Новороссийск» Северо-Кавказской железной дороги.

25. Хозин Петр Николаевич, пожарный 9 военизированной пожарной части города Новороссийска.

26. Чурсин Василий Федорович, командир отделения 8 военизированной пожарной части города Новороссийска.

27. Шворнев Василий Максимович, младший инспектор

8 военизированной пожарной части города Новороссийска.

28. Шишкин Иван Александрович, слесарь Новороссийской нефтебазы.

События, связанные с тушением пожара на танкере «Волгонефть» в Новороссийском морском порту, легли в основу остросюжетного художественного фильма «Тревожное воскресенье» режиссера Рудольфа Фрунтова. В главных ролях приняли участие известные советские актеры Эммануила Виторгана и Клары Лучко. Фильм вышел на экраны в 1983 году и до сих пор вызывает неиссякаемый интерес зрителей.

Съемки художественного фильма проходили в городе Новороссийске с участием в сценах с боевой работой личного состава и техники Новороссийского гарнизона пожарной охраны.

Контакты

8 (861) 991-11-76 (доб. 5522)
Приемная начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (861) 268-64-40
Единый «телефон доверия»
gu@23.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)