Из истории гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Местная противовоздушная оборона (1918-1940 гг.)

Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы была всегда одной из самых важных задач человечества на протяжении всей его истории. В конечном итоге, наиболее пострадавшей стороной всегда оказывалось население.

Откуда, с какой даты начинаются истоки государственной организации защиты населения в России? Очевидно, такой датой можно считать февраль 1918 года, когда германские войска перешли в наступление и на широком фронте вторглись в глубь территории России.

Осуществление первых мероприятий МПВО в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. И привлечение к участию в мероприятиях МПВО жителей ряда других крупных городов.

Издание в 1925 г. СНК СССР постановления «О Мерах противоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе».

Издание постановления в 1926 г. Советом Труда и Обороны СССР (СТО СССР), обязывающего проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны.

В Краснодарском крае были определены мероприятия по созданию сооружений для защиты населения, отрядов и команд МПВО.

Издание постановления в 1927 г. Советом Труда и Обороны ССР «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР», согласно которому территория страны разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл.

В начале 1927 г. в городах Краснодаре и Новороссийске началось строительство защитных сооружений. С середины 1927 года были проведены мероприятия по усилению защиты заводов, фабрик, складов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи в городах края (Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Армавир, Ейск) при возможных ударах противника с воздуха. Общее руководство мероприятиями МПВО было возложено на военный комиссариат края.

Большой вклад в области военно-химической подготовки населения внесла самая массовая общественная организация Осоавиахим.

С 1929 года в городах края стали проводиться общегородские учения с целью массовой подготовки населения к ПВО и ПХО.

В городах края части населения были выданы противогазы, в жилых кварталах и на промышленных предприятиях велось строительство бомба - и газоубежищ, налажена связь и оповещение.

Начало существования общесоюзной МПВО, преемницей, которой стала Гражданская оборона СССР, и выходом 4 октября 1932 года Постановления Правительства СССР, утвердившего «Положение о противовоздушной обороне на территории СССР», согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства.

Перед системой МПВО края были поставлены задачи:

· в военное время – оповещение населения в случае нападения с воздуха, подготовка к работе формирований, осуществление маскировки, обеспечении населения коллективными и индивидуальными средствами защиты, охрана материальных ценностей, продуктов питания, охрана общественного порядка; в случае возникновения разрушений и поражений – спасение людей: ликвидация аварий; обезвреживание невзорвавшихся авиабомб, ликвидация химических очагов поражения.

· в мирное время – обучение населения и формирований МПВО, строительство убежищ и укрытий для населения и командных пунктов, выполнение мероприятий, связанных с обеспечением устойчивости работы промышленных предприятий.

В течение 1933-1936 годов в городах края создавались участковые команды МПВО численностью до 400 человек каждая, а на предприятиях – объектовые команды. Начальником участка МПВО являлся начальник отделения милиции. Таким образом, в крае была создана стройная система МПВО, призванная надежно защищать население и объекты народного хозяйства от воздушных ударов противника.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. о передаче руководства МПВО наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Местная противоздушная оборона (1941 -1945 гг.)

В связи с обострением международной обстановки к лету 1941 года и с учетом сведений о возможном нападении Германии на СССР в ночь с 21 на 22 июня войска западных военных округов были приведены в боевую готовность.22 июня 1941 г. приведены в боевую готовность все штабы, службы и силы МПВО.

К концу первого дня войны в боевую готовность были приведены формирования городов – пунктов ПВО края.

2 июля 1941 года выходит постановление СНК СССР «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне».

Постановлением объединенного бюро Краснодарского крайкома ВКП (б) и крайисполкома от 10 июля 1941 г. № 77 были организованы аварийно-восстановительные отряды МПВО в городе Краснодаре – до двух батальонов, в Новороссийске, Туапсе, Армавире – по отдельной роте. Формирование отрядов было закончено в трехдневный срок. Отряды военизировались и переходили на казарменное положение.

Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 17 октября 1941 года № 57 горисполкомы в месячный срок обязаны были развернуть сеть санитарно-химических и ветеринарно-химических лабораторий в городах Краснодаре, Новороссийске, Кропоткине и Армавире. Задача: определение отравляющих веществ - в продуктах, воде, фураже и одежде.

В 1941 году города Краснодарского края неоднократно подверглись ударам авиации фашистов. 25 октября 1941 года бомбометанию подвергся Армавир. Было убито 56 человек, ранено 107, разрушено 71 и повреждено 239 зданий. В октябре 1941 года противник участил налеты на сельскохозяйственные районы Ейска. Иногда сигнал «ВТ» подавался 5-7 раз в сутки.

Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 25 ноября 1941 года, протокол № 58 в городах Сочи и Ейск были организованы штабы МПВО. При рассмотрении финансовых мероприятий МПВО Краснодарского края на 1942 год крайисполкому были утверждены (решением от 19.01.42 г., протокол № 62) ассигнования на мероприятия МПВО указанных городов применительно к городам-пунктам.

В начале января 1942 года по краю было подано 63 сигнала «ВТ», из них по Новороссийску – 24; по Туапсе – 8; по Краснодару -3; по Анапе -12; по Ейску -3; по Тихорецку и другим населенным пунктам – 9.

Объектами нападения противника оказались: район железнодорожных амбаров, район нефтеперегонной базы, морской порт и корабли, цементный завод «Пролетарий».

Служба охраны порядка в основном справлялась с оцеплением и охраной очагов поражения и неразорвавшихся авиабомб, но слабо справлялась с рассредоточением населения по сигналу «ВТ» - работала с опозданием, нечетко. Несвоевременное прибытие участковых команд МПВО в очаги поражения объясняется необеспеченностью формирований транспортом.

В марте 1942 года во исполнение указания ГУМ ПВО НКВД СССР от 22.12 41 г. начальником МПВО края был издан приказ № 20 от 16 марта об организации постов химического наблюдения на объектах городов. Наблюдателям ВНП вменялось в обязанность в случае обнаружения применения противником боевых отравляющих веществ в районе поста наблюдения подавать сигнал химической тревоги частыми ударами по рельсе или железной пластине.

В 1943 году вышел приказ Народного комиссара внутренних дел СССР № 001235 «О реорганизации городских частей, штабов МПВО». В нем во исполнение постановлений ГКО от 16.06.43 г. № ГОКС-3592сс и Постановления СНК СССР от 12.06.43 г. № 758-226сс приказывалось начальникам МПВО в городах – пунктах МПВО «переводить городские части МПВО в отдельные батальоны и отдельные роты».

Согласно данному приказу в городах края были созданы отдельные батальоны и роты МПВО.

В 1945 году МПВО края стала постепенно переходить на рельсы мирного времени.

7 декабря 1945 года вышел приказ начальника МПВО. В целях сбережения ценного государственного имущества провести переучет и в дальнейшем строго контролировать и хранить его.

Итог деятельности МПВО края в военное время состоит в том, что оно сыграло важную роль в борьбе с воздушным противником. Гитлеровской авиации не удалось существенно нарушить работу объектов тыла в крае. Без существенных перебоев работали промышленные предприятия, транспорт, энергетика и связь.

МПВО в послевоенный период (1945-1961 год)

Великая Отечественная война окончилась, она нанесла большой экономический ущерб. Предстояло залечить раны войны, перевести народное хозяйство на мирные рельсы.

Активной участие в восстановительных работах принял личный состав МПВО края. Его усилия в первую очередь были направлены на очистку территории от мин и снарядов, неразорвавшихся авиабомб.

После войны в МПВО сократилась численность штабов и формирований, однако работа по подготовке населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха не прекращалась. Обучение граждан проводилось в кружках ПВХО по 20 –часовой программе «Готов к ПВХО». Вся работа велась под руководством штабов МПВО на местах. Необходимость осуществления этих мероприятий была вызвана еще и тем, что в 50 –е годы получило развитие ядерное оружие и химические отравляющие вещества.

Существенные изменения претерпела структура МПВО. Была усилена роль партийных и советских органов в руководстве МПВО. Начальником МПВО в крае стал председатель исполкома Совета депутатов трудящихся.

Обязательное обучение возлагалось на краевую организацию ДОСААФ и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В 1956 году введена 12-часовая программа подготовки граждан по противоатомной защите, а затем введена 22-часовая программа. В эту программу включались вопросы защиты не только от атомного, но и от химического и бактериологического оружия, полученные знания закреплялись на практике. В этих целях обучаемые сдавали нормы «Готов к ПВО» 1-й степени.

Эти мероприятия сыграли важную роль в укреплении МПВО края, и их можно считать началом перехода к новой системе – гражданской обороне.

Становление и развитие гражданской обороны края (1961-2009 год)

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) – система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Как и во всей стране, ГО в крае строилась по территориально-производственному принципу. Все ОНХ, органы управления, независимо от их ведомственной принадлежности, стали входить в состав ГО края.

Ответственность за организацию ГО была возложена на председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся края, городов, районов, поселковых и сельских Советов, которые являлись начальниками ГО.

8 декабря 1965 г. решением исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся № 953 в целях подготовки комсостава ОНХ Краснодарского края были созданы курсы гражданской обороны Краснодарского края, а в 1966 году- курсы ГО в Краснодаре и Новороссийске.

В 1976 г. была пересмотрена система организации всеобщего обучения населения. Рабочие и служащие обучались на предприятиях, в колхозах, а затем сдавали зачеты. Все неработающее население изучало минимум по ГО самостоятельно.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года «Об основных правах и обязанностях районных, городских Советов депутатов трудящихся» ГО на территории районов и городов руководили районные и городские Советы депутатов трудящихся.

Большие обязанности были возложены на штабы ГО как основные органы управления начальников ГО.

С выходом нового Положения о ГО СССР в марте1976 года работа органов управления ГО в городах и районах края была направлена на совершенствование принципов, средств и способов защиты населения. Развернулось строительство защитных сооружений для укрытий рабочих и служащих ОНХ в городах края. Активно проводились мероприятия по противорадиационной и противохимической защите: заблаговременное накопление средств индивидуальной защиты для НФ и населения городов края.

Изменилась структура территориальных штабов ГО. В категорированных городах: Краснодаре, Новороссийске и др. – были введены офицерские должности начальников штабов ГО районов.

Организационная структура ГО Краснодарского края стала стройной и логичной. Вместе с тем имелось одно существенное противоречие: с одной стороны, это межведомственный характер задач ГО, с другой – внутриведомственное подчинение в рамках Министерства обороны СССР.

Начиная с 70-х годов, ГО кроме оборонных мероприятий стала выполнять и мероприятия по решению задач мирного времени. В крае в 1972 году были созданы невоенизированные формирования повышенной готовности. В 1974 году вышло постановление краевого исполкома Совета депутатов трудящихся об использовании невоенизированных формирований ГО в мирное время. Эти формирования прошли проверку при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения эффективности и оперативности управления в ЧС в крае были созданы коллегиальные органы управления – постоянные чрезвычайные комиссии. Они координировали действия организаций, органов управления и сил как на этапе их подготовки к решению задач, так и при ликвидации ЧС. Повысилась оперативность штабов ГО, В них стали разрабатывать два плана: на военное и мирное время..

Для подготовки руководящего и командно-начальствующего состава ГО на территории края были созданы 395 краевых курсов ГО и 10 городских и районных курсов ГО в Новороссийске, Армавире, Тихорецке, Ейске, Туапсе, Сочи, Кропоткине. На них ежегодно проходили подготовку около 13 тысяч человек из числа руководящего и командно-начальствующего состава ГО края.

Принятые меры позволили существенно повысить готовность ГО края к выполнению задач в ЧС мирного времени.

Все это привело к созданию в начале 90-х годов органов управления, уполномоченных решать задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, затем к объединению специальной единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В соответствии с Директивой МЧС России от 27.02.1996 года № 41-30-31 - Штаб по делам ГО Краснодарского края переформирован в Управление по делам ГО и ЧС Краснодарского края.

В 1997 году Управление по делам ГО и ЧС Краснодарского края реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Краснодарского края (директива МЧС России № 44-14-31 от 27.12.1997 года).

В мае1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.

Контакты

8 (861) 991-11-76 (доб. 5522)
Приемная начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (861) 268-64-40
Единый «телефон доверия»
gu@23.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)