Учреждение гражданской обороны СССР. Развитие гражданской обороны в период 1961-1991 гг
С появлением ракет с ядерным зарядом изменились не только взгляды на формы вооруженной борьбы, но и на средства защиты и военнослужащих, и мирного населения. Обеспечение защиты людских и материальных ресурсов страны вышло на новый стратегический уровень.
Реформирование системы МПВО, начавшееся в 1955 г., завершится в июле 1961 г. принятием Положения о Гражданской обороне СССР. Гражданская оборона (ГО) была определена как «система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».
Документ определял содержание работы всех ее звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе ГО, основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. Основным способом спасения людей при применении врагом оружия массового поражения предлагалось рассредоточение и эвакуация. При строительстве жилых домов в них обязательно устраивали подвалы. Для защиты населения от радиоактивных осадков в сельской местности предполагалось использовать погреба и подземные хранилища. Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты.
Руководил гражданской обороной страны Совет Министров СССР. Повседневным управлением выполнения мероприятий ГО занимались председатели Советов Министров республик и председатели исполкомов Советов депутатов трудящихся регионов, а на объектах народного хозяйства – на их руководители.
На ГО были возложены задачи: всеобщего обучения населения способам защиты от оружия массового поражения; подготовки средств защиты населения; создания условий для стабильной работы промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременного оповещения населения; обеспечения защиты животных, продовольствия и воды; организации и проведения неотложных аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Важным отличием новой системы являлось то, что мероприятия ГО были общегосударственными, планировались и реализовывались на всей территории страны. При этом системе ГО необходимо было решить более широкий круг задач, связанных с созданием условий для работы промышленности в военное время и защиты населения и территорий.
Концепция войны с применением ядерного оружия подразумевала, что уничтожение 30% населения и 70% производственного потенциала противника станет «неприемлемым ущербом». Считалось, то такой результат могут дать около 400 ударов ядерными боеприпасами по территории СССР. Системе гражданской обороны совместно с системой ПВО страны предстояло противостоять этим ударам.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1963 г. № 1132-416 «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения» был закреплен дифференцированный комплексный подход к защите населения. Он предполагал строительство убежищ для 15 млн. человек - наибольшего количества работников предприятий для продолжения их деятельности в военное время. Остальное население должно было эвакуироваться в загородную зону, где строились противорадиационные укрытия.
Эвакуация всего населения из категорированных городов должна была проводиться за 12 часов. Для соблюдения норматива были разработаны специальные графики движения пригородных поездов на особый период, создавались автоколонны, сборные и приемные эвакопункты.
Новые подходы к организации спасательных работ потребовали многократного увеличения сил. Было увеличено количество воинских частей ГО и количество невоенизированных формирований, основными среди которых стали территориальные сводные спасательные отряды и объектовые отряды ГО.
С 1960 г. обучение население проводилось 19-часовой программе, предполагавшей переход от теоретических занятий к практическому выполнению определенных нормативов. Были введены нормы «Готов к ПВО». Подготовка по гражданской обороне в школах, специальных учебных заведениях и ПТУ являлась обязательным элементом учебной программы, закрепленным законом СССР «О всеобщей воинской обязанности».
Большое внимание уделялось качеству подготовки кадров гражданской обороны. С февраля 1965 г. школы гражданской обороны ДОСААФ были реорганизованы в курсы ГО и переданы в подчинение соответствующих органов гражданской обороны. На базе учебного батальона в г. Ногинске (Московская область) были созданы Центральные курсы частей гражданской обороны для переподготовки офицеров и сержантов. В целях пополнения офицерских кадров механизированных частей гражданской обороны в 1967 г. было открыто первое в стране Московское училище Гражданской обороны СССР.
В 1961–1972 гг. силам гражданской обороны не пришлось отражать атаки оружия массового поражения, но приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
В начале 70-х гг. на вооружение стран Западной Европы поступили ракеты средней дальности, подлетное время которых (10–12 мин.) создавало реальную угрозу внезапного ядерного нападения на территорию СССР. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. В целом концепция гражданской обороны, выработанная в течение предыдущего периода, не менялась. Но в соответствии с Положением о Гражданской обороне СССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. служба становилась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, что серьезно подняло уровень решаемых задач. На Гражданскую оборону СССР была возложена задача по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. В целях организации и контроля выполнения мероприятий по повышению устойчивости в регионах, крупных городах и на объектах народного хозяйства были созданы комиссии по устойчивости.
В марте 1979 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время». Реализации этих требований получит широкое развитие в 80-х годах. Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны отводилась службам ГО. Были созданы четыре общесоюзные службы ГО: медицинская, защиты животных и растений, охраны общественного порядка и противопожарная. На базе министерств, ведомств, управлений, организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, региональные, городские, районные и объектовые службы ГО: связи и оповещения, инженерная, энергетики, техническая, убежищ и укрытий, торговли и питания, автотранспортная, светомаскировки и другие.
Основу войск ГО этого периода составляли отдельные механизированные полки и батальоны сокращенного состава, батальоны и отдельные роты спецзащиты и отдельные вертолетные отряды. В эти годы впервые стали проводиться учения по ГО в границах военных округов с привлечением военных, территориальных и отраслевых органов управления, войск и невоенизированных формирований ГО.
В это же время крупные лесные пожары, наводнения, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость решения силами ГО задач мирного времени. Подтверждением важности этой задачи стала ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясения в Армении (1988 г.), когда стало очевидно, что системы гражданской обороны не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач мирного времени.
30 июля 1987 г. было принято в Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны», возложивший на ГО СССР задачи по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации.
Для руководства и координации действий и усилий всех сил и средств при ликвидации последствий на региональном и республиканском уровнях были созданы постоянные чрезвычайные комиссии (ПЧК). В регионах создавались мобильные отряды специальной защиты, мобильные соединения и части ГО постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях.
При обучении руководителей и должностных лиц серьезное внимание уделялось вопросу действий органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации.
Однако Спитакское землетрясение (1988 г.) показало, что кроме работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо уделять внимание предупреждению возможных рисков – районированию, сейсмостойкому строительству, организации прогнозирования и т.д.
В результате круг задач поставленных перед системой ГО СССР был дополнен защитой населения и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Опыт ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 1986–90 гг. показал необходимость предупредительных мер, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение возможных угроз при катастрофах и стихийных бедствиях.
Изменился подход к оповещению и информированию населения при чрезвычайных ситуациях. По сигналу «Внимание» жители соответствующих районов по телевизорам и радиоприемникам получали информацию о чрезвычайной ситуации и рекомендации о своих действиях.
В наиболее опасных районах были развернуты несколько мобильных бригад гражданской обороны.
Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1990 г. «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР», которое предусматривало включение подразделений аварийно-спасательных формирований СССР в состав системы сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Распад СССР в 1991 г. на несколько лет затормозил развитие гражданской обороны в России. Решением Государственного Совета СССР 14 ноября 1991 г. военные органы управления и войска ГО были переданы в ведение суверенных республик. На этом кончилась история Гражданской обороны СССР, ее правопреемницей стала Гражданская оборона Российской Федерации.