История развития ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
С 2009 года в городе Краснодаре и с 2013 года в городе Сочи успешно функционирует орган повседневного управления – Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.
Главной задачей Центра является прием и доведение сигналов, информации о чрезвычайных ситуациях и происшествиях, организация реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, сбор, анализ и обобщение информации, организация межведомственного взаимодействия в единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЦУКС отнесен к I разряду, дежурство организовано совместно со специалистами краевого Министерства по чрезвычайным ситуациям и региональной безопасности. Ежегодно Центр управления реагирует на десятки чрезвычайных ситуаций и сотни оперативных событий. Наиболее значимые из них – подтопление в Туапсинском районе в 2010 году, катастрофическое затопление города Крымска в 2012 году, авиакатастрофа самолета Ту-154 в городе Сочи в 2016 году, подтопления Туапсинского, Апшеронского районов и города Сочи в 2018 году. Сотрудники Центра неоднократно принимали участие в гуманитарных операциях в Донецкой и Луганской Народных Республиках.
На базе Сочинского филиала ЦУКС успешно обеспечивается безопасность крупнейших международных мероприятий, это и XXII Зимние Олимпийские и XI Зимние Паралимпийские игры, IX Всемирные хоровые игры, III Зимние всемирные военные игры, Чемпионат Мира по футболу FIFA, ежегодные этапы кубка Формулы-1, различные международные форумы.
В своей работе дежурная смена активно использует современные методы мониторинга и прогнозирования – в первую очередь это автоматические датчики гидропостов, метеолокаторы, информация видеокамеры с автомобильных дорог и «Безопасного региона», системы космического мониторинга и других информационных систем – АИУС РСЧС 2030, КОСМОПЛАН, БРИЗ, КАСКАД, ЕСИМО.
Всего в Центре управления используется 128 информационных ресурсов и систем, весь перечень которых можно разделить на несколько разделов:
- информационные ресурсы и системы МЧС России (специализированное программное обеспечение «Бриз», информационно-справочная система «Гранит», АИУС РСЧС-2030, ГИС-регион и т. д.) - 17 информационных ресурсов;
- информационные ресурсы и системы функциональных и территориальных подсистем РСЧС, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края (Федеральная база данных «Силы и средства медицины катастроф Минздрава России, Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане, Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства и т. д.) - 30 систем;
- открытые интернет-ресурсы - 51 сайт;
- информационные системы видеомониторинга (система «Безопасный город Краснодар», система «Безопасный город Сочи», видеомониторинг автодорог и т. д.) - 6 систем с общим количеством камер свыше 2800.
- программно-расчетные комплексы (расчет параметров завалов, моделирование взрыва топливовоздушной смеси, расчет объема разлившейся нефти и т. д.) - 22 комплекса.
Также имеется база трехмерных моделей объектов территории края.
В соответствии с распоряжением МЧС России от 16.05.2018 № 220 «Об автоматизации электронных паспортов территорий (объектов)» в ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю активно проводится работа по переводу в электронный вид паспортов территорий, уже в базу данных внесено свыше 3 тысяч объектов.
Особо хочется отметить специализированные информационных ресурсы, используемые в ЦУКС. В настоящее время осуществляется практическое освоение новых методов работы, направленных на предупреждение быстроразвивающихся природных явлений и технологически опасных процессов, а также совершенствование систем мониторинга.
Как положительный пример использования цифровых технологий отмечается применение информационной системы Emercit, которая включает в себя 189 автономно работающих гидрологических постов по измерению уровня воды, причем 39 датчиков имеют автоматические осадкомеры.
Измерение уровня воды производится каждые 10 минут. Результаты измерений в режиме реального времени становятся доступны оперативным службам и должностным лицам. При достижении уровня воды на реке отметок неблагоприятного и опасного явления датчик изменяет свой цвет, что позволяет оперативно отреагировать на повышение уровня реки. Конечная цель данной работы - это предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций путем своевременного принятия управленческих решений и заблаговременного сосредоточения в угрожаемых районах группировки сил и средств и оповещения населения.
Эффективность работы ЦУКС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю отметил исполняющий обязанности заместителя Министра генерал-полковник В.Н. Яцуценко. Так, в ходе предупреждения подтопления территорий в районе одного из населенных пунктов Адлерского района г. Сочи Краснодарского края была своевременна обнаружена угроза затопления и построена модель развития ситуации, которая была немедленно доведена до главы муниципального образования. Эти мероприятия позволили своевременно провести расчистку русла реки в районе моста и не допустить подтопления населенного пункта. По подсчетам специалистов, экономический эффект от проведенных превентивных мероприятий превышает потенциальный ущерб в 30 раз.
Новые технологии используется и в области оповещения и информирования должностных лиц и органов управления РСЧС. Так, в ЦУКС внедрен сервис обмена многозвенными сообщениями «Т-Коммуникатор». Это аттестованный программный продукт, предназначенный для мгновенного оповещения о штормовых предупреждениях, чрезвычайных ситуациях и угрозах их возникновения, а также распространения другой информации между ЦУКС и едиными дежурными диспетчерскими службами муниципальных образований.
Суть работы сервиса заключается в том, что система позволяет оперативно отправлять сообщения от операторов к абонентам, являющимися владельцами смартфонов со специально установленным приложением, с контролем времени прочтения сообщений. При этом система не является мессенджером, так как у абонентов функции отправки сообщений не имеется. При помощи этой системы оповещаются члены КЧС и ПБ Краснодарского края, все взаимодействующие структуры, входящие в систему РСЧС. Использование данной системы уже позволило сэкономить десятки тысяч рублей из государственного бюджета.
В рамках взаимодействия руководством ЦУКС активно проводится работа по заключению регламентов информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, различными организациями. Так в настоящий момент заключено более 25 регламентов, причем большинство из них перезаключены в 2019-2020 гг. Следует отметить, что данные регламенты и соглашения заключаются не только в рамках передачи информационного взаимодействия. Так, для беспрепятственного допуска оперативной группы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю на территорию аэропортов края заключено соответствующее соглашение с компанией «Базел Аэро». Взаимодействие налажено и с приграничной территорией, в соответствие с международным регламентом регулярно проводятся тренировки с Республикой Абхазия.
Личный состав ЦУКС активно принимает участие в пропаганде знаний в области защиты населения от черезвычайных ситуаций. Так при совместной работе начальника ЦУКС Павла Иванова, Светланы Ворониной и Анатолия Довгаль с Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае был подготовлен и опубликован Сборник памяток по действиям при чрезвычайных ситуациях для специалистов, работающих с детьми.
В Краснодарском центре управления в кризисных ситуациях работают лучшие старшие оперативные дежурные в Южном федерально округе, что неоднократно подтверждалось по итогам смотров-конкурсов.
Сотрудники Центра управления традиционно занимают первые места на различных спортивных соревнованиях, в том числе среди силовых ведомств краснодарской краевой организации «Динамо». В рамках взаимодействия МЧС России и общественных организаций Центр управления активно участвует в экологических операциях, взаимодействует с добровольцами и волонтерами.
Центр управления в Кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю сегодня – это современный, динамично развивающийся орган управления, имеющий свою историю, уверенно стоящий на защите населения и территории Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.