Цикл статей к 90-летию Государственного пожарного надзора России (статья № 1): Первые своды законов и организационные меры предупреждения и тушения пожаров на Руси
Пожары на Руси издавна были тяжким бедствием. Летописные источники средних веков повествуют о разрушительных пожарах во многих крупных городах Киевской Руси – Рязани, Пскове, Твери, Муроме, Костроме. По нескольку раз выгорали Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Только в 1017 г. огонь уничтожил около 700 церквей Киева. Нужно отметить, что в XI в. пожар, уничтожавший 100-200 домовладений, не считали крупным и даже не упоминали о нем в летописях.
К печальным последствиям приводили скученность деревянной застройки, применение курных печей, освещение свечами и лучинами, использование ремесленниками огня. Кроме того, пожары являлись одним из способов устрашения врага. Многие древнерусские города были уничтожены огнем, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя.
Достаточно длительный период на Руси не существовало профессиональной пожарной охраны, и население было вынуждено бороться с огнем своими силами. Часто пожар обнаруживали «по зареву», когда он уже принимал большие размеры.
Главным способом борьбы с распространением пожара был снос ближайших к пылающему зданию строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.
Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. Первые водопроводы появились на Руси уже в XI - XII вв., что привело к распространению гидротехнических сооружений для подачи воды в города.
Возникновение предупредительных мер борьбы с огнем
Попытки создания государственной системы регламентов по предотвращению пожаров были предприняты еще в молодом древнерусском государстве.
В XI в. первым письменным официальным сводом законов Древнерусского государства «Русская Правда» в 1016 г. установили меры наказания: поджигатели и члены их семей обращались в неволю, а их имущество шло в казну государства.
К первым пожарно-профилактическим мероприятиям относится возведение в XIV в. оборонительных каменных стен вокруг городов. Крупные города превращали в кремли-крепости.
В соответствии с требованиями Судебника 1407 г. мера наказания за поджог была ужесточена: поджигателю грозила смертная казнь.
В 1434 г. великий князь Василий II указами не только повелевал осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее огнеопасных ремеслах и быту. Указы и распоряжения данного периода в основном носили запретительный характер.
Формирование на Руси пожарной охраны, как самостоятельной службы, берет начало в XVI в. По Указу Великого московского князя Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана, в числе задач которой был контроль за выполнением жителями царских указов об использовании огня, поиск и арест поджигателей.
В 1547 г. эти меры дополнил Указ Ивана IV, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Данное требование способствовало успехам в борьбе с огнем, так как население могло своими силами оперативно ликвидировать небольшие загорания. За те 10-15 минут, которые необходимы были жителям для доставки к дому воды из ближайшего колодца, пожар остановить было уже невозможно. Теперь же к тушению могли приступать сразу, не допуская развития пожара.
В 1649 г. царь Алексей Михайлович Романов принимает два основополагающих документа применительно к пожарному делу - «Наказ о Градском благочинии» и «Соборное уложение».
Первый общегосударственный документ об организации пожарной безопасности на Руси «Наказ о Градском благочинии» подписан 30 апреля 1649 г.
Историческая ценность «Наказа» заключается в том, что им установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве и заложены основы профессиональной пожарной охраны. В число обязанностей огнеборцев был включен контроль за соблюдением горожанами правил безопасного обращения с огнем.
«Наказ» предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были иметь все. Наказ требовал, чтобы в «пожарное время с решеточными приказчиками и со всякими людьми, и с водоливным запасом быть готовым». Все дворы Москвы распределялись по районам, а списки людей хранились в Земском приказе. За невыполнение противопожарных мер, неявку на тушение пожаров вводились различные наказания. Этим документом впервые на Руси устанавливали правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность города.
«Наказ» в основном повторил все принятые ранее меры пожарной безопасности относительно отопления. Были в нем и новые положения: контроль за выполнением правил отопления возлагался на десятских и сторожей, дежуривших на улицах. Их в свою очередь контролировали решеточные приказчики и стрельцы. Для отопления домов, где имелись больные и роженицы, необходимо было подать челобитную. Во время топки печей в избе присутствовало должностное лицо и дворовые люди с запасом воды. В «Наказе» также специально оговаривали время приготовления пищи – «с первого часу дни до четырех часов дни».
Второй документ, «Соборное уложение», содержал статьи, регламентирующие правила обращения с огнем. «Соборным уложением» было введена уголовная ответственность за поджоги и установлены различия между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым: поджигателей предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью внесли поправку: сжигание на костре заменили виселицей. По статье 227 «Уложения» хозяин дома имел право требовать от нанимателя (жильца) осторожного обращения с огнем.
Закон также устанавливал ответственность за кражу частной собственности во время пожара: воров привлекали к суду. С принятием «Соборного уложения» были заложены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров.
Причиной пожара часто были поджоги с целью грабежа. Указом царя от 25 мая 1654 г. лиц, не принимающих участия в тушении и прибывших к горящему зданию без инвентаря, прогоняли. Пойманных на пожаре мародеров доставляли в Стрелецкий приказ для вынесения наказания.
Важным моментом профилактики пожаров в XVII в. была чистка дымоходов. Это нововведение с 1675 г. распространилось в Москве и других городах. Кроме того, установили обязательную норму строительства колодцев – по одному на каждые десять домов. Для реализации этого Указа в Пушкарском приказе образовали штат колодезников численностью 14 человек.
Во второй половине XVII в. резко возросло число поджогов помещичьих усадеб и крестьянских дворов. Положение в стране настолько осложнилось, что 17 апреля 1670 г. царь А.М.Романов вынужден был обратиться к населению России с призывом соблюдать меры пожарной безопасности, чтобы «...изб своих и людских бань не топили, а по вечерам поздно с огнем не сидели...».
В 1670 и 1680 гг. опубликовали новые распоряжения, подтвердившие все ранее принятые положения по пожарной безопасности.