Цикл статей к 90-летию Государственного пожарного надзора России (статья №11): История государственного пожарного надзора во второй половине ХХ - начале ХХI века (1945-2008 гг.)
Для оказания помощи сотрудникам государственного пожарного надзора в 1945 г. были созданы первые подвижные пожарные лаборатории в гарнизонах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска.
В 1947 г. был образован специальный отдел для организации пожарной охраны особо важных объектов, принимавших участие в работах по созданию «ядерного щита» нашего государства.
Результаты профессиональной деятельности советских пожарных были высоко оценены и за рубежом, что способствовало вступлению в 1958 г. в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров (CTIF) .
В 70-е годы ХХ века широкое распространение получила пожарная автоматика. За короткий срок более 2 млн. объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров.
В начале 90-х гг. ХХ века в результате изменения форм собственности предприятий был утерян статус многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, в результате резко снизилась эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства стали причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации, что требовало издания основного федерального закона.
21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором заложены основы единой системы обеспечения пожарной безопасности.
С принятием Федерального закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы: организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы в области пожарной безопасности.
Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России – мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня. Несмотря на то, что в последние годы обстановка с пожарами в Российской Федерации стабилизировалась, тем не менее, вопросы защиты населения и территорий от огня в нашей стране являются актуальными и требуют поиска новых форм реализации.
Меры, принимаемые министерством по вопросам обеспечения пожарной безопасности, и деятельность органов пожарного надзора были одобрены в ноябре 2006 г. на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации и в марте 2007 г. на заседании Общественного совета при МЧС России. Сложилась структурированная система лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности. 25 октября 2006 г. Правительством Российской Федерации утверждено постановление «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».
В рамках снятия избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности органы Государственного пожарного надзора выделены в самостоятельную структуру, обособленную от подразделений федеральной противопожарной службы.
С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Данным Федеральным законом установлены основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволило снять существующие противоречия и установить чёткую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов, а также привести нормативную правовую базу в области пожарной безопасности в соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании».
В соответствии с «Концепцией единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2007 – 2009 годах» с 2008 г. ГПН осуществляет надзор не только в области пожарной безопасности, но и гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.