Цикл статей к 90-летию Гражданской обороны России: История развития средств противохимической защиты в первой половине XX века. Совершенствование респираторных коробок противогазов. Создание кислородных приборов, защитных костюмов
В ночь с 12 на 13 июля 1917г. на полях Первой мировой войны началось боевое применение стойких химических отравляющих веществ, обладающих как общеядовитым, так и кожно-нарывным действием. Новая угроза потребовала создания специальной защитной одежды и других мер, включая процессы для дегазации и спецобработки.
Учитывая опыт Первой мировой войны, вскоре после ее окончания, в Германии, Англии и других промышленно-развитых странах началась широкомасштабная подготовка к химической войне. Активно обучали население воздушно-химической обороне, проводили учения в форме «недель, декад и месячников обороны». Походы в противогазах стали регулярными и повсеместными.
Советское правительство уже в середине 20-х годов XXв. открыло приоритетное финансирование работ в области военной химии. Несмотря на сложности формирования молодого советского государства, были определены основные направления развития отечественного химического оружия и средств противохимической защиты, разработаны и запущены в серийное производство образцы техники и вооружения химических войск. Опыт Германии для российских военных химиков стал ориентиром к самостоятельной разработке отравляющих веществ, средств защиты, решению организационных вопросов.
Важным шагом в укреплении обороноспособности Советского Союза, предпринятым в середине 20-х годов, явилась организация подготовки инженерных кадров для основных областей оборонной химии.
Уже в 1924г. в Московском химико-технологическом институте им. Д.И. Менделеева была организована лаборатория по взрывчатым и отравляющим веществам, созданы военно-химическая и военно-артиллерийская специальности. В 1925г. ВМТУ начал готовить специалистов для военно-химической промышленности. В 1932г. на базе химического факультета Военно-технической академии и филиала МВТУ была создана Военно-химическая лаборатория РККА (с 1937г. - Военная академия химической защиты).
В 1926г. во взаимодействии с НИИ и предприятиями химической промышленности было налажено производство фильтрующих коробок к новому противогазу ТТ-4 (Тверской, тип 4). Позднее ТТ-4 заменил противогаз Зелинского-Кумманта и другие средства первого поколения.
Противогаз ТТ-4 1926г. представлял собой переработанный противогаз Зелинского-Кумманта (палец для протирки стёкол был расположен ниже очков). Между фильтром и лицевой частью противогаза появились новые для базовой конструкции детали – шланг, тройник и выдыхательный клапан.
18 июля 1928г. в Москве был основан Институт химической обороны им. Осоавиахима (ИХО). Его первым начальником стал Я.М. Фишман. В институте действовали отделы противогазовый, средств индивидуальной защиты кожи, средств коллективной защиты и дегазации, синтеза и анализа ОВ, информационный, а также дымовая лаборатория при военном отделе и группа физиологических испытаний. Консультантами лабораторий института стали академики Н.Д. Зелинский, Т.В. Хлопин, профессора Н.А. Шилов и А.Н. Гинзбург.
В 1928г. в линейке советских средств химической защиты появляется противогаз ТТ-С с лицевой частью Ш-1, так же известный как БС-Т5 (Боевой секретный - тип 5). Данная модель противогаза изменялась. Шланги, соединяющие шлем и фильтр, у ранних моделей имели длину 28 см. Фильтр в боевом положении противогаза находился на груди. Поздние модели имели шланги длиной 40 см, и в боевом положении фильтр носили сбоку, на уровне бедер.
В 1939г. в результате работы противогазового отдела ИХО на вооружение Красной Армии поступил новый противогаз с коробкой МТ-4 и резиновой формованной шлем-маской ШМ-1. Коробка имела двухслойную шихту из ХП-3 и гранул угля-катализатора К-4 и противоаэрозольный фильтр из картона.
Всего по разработкам противогазового отдела ИХО на вооружение армии было принято более 20 образцов средств защиты органов дыхания, которые обеспечивали защиту личного состава от всех известных в то время отравляющих веществ и выполнение боевых задач в условиях применения противником химического оружия.
Важнейшей задачей подразделений Института химической обороны стало создание, испытание и организация производства средств индивидуальной защиты кожи. В 1928–1941гг. на снабжение Красной Армии будет принято 18 новых образцов, а также средств коллективной защиты и дегазации.
В 1930г. в ИХО был создан отдел дегазации и технических средств. Его организация была связана с появлением на вооружении противника стойкого кожно-нарывного ОВ – серного иприта, что повлекло за собой необходимость проведения работ по дегазации местности, вооружения, техники, боевого имущества, средств защиты, продовольствия, а также очистки воды.
В 1931г. в ИХО будет сформирован отдел средств коллективной защиты и дегазации в качестве самостоятельного подразделения ИХО. Сотрудники отдела продолжили исследования противогазовой лаборатории Химических курсов усовершенствования командного состава РККА. Сначала эти изыскания были направлены на создание фильтров-поглотителей для полевых и долговременных сооружений, разработку проектов противохимической защиты долговременных вооружений. Постепенно в число задач добавили создание различных подвижных защитных объектов. Так, в 1931г. была создана основная машина химических войск – авторазливочная станция «АРС».
В результате принятых мер уже в середине 30-х годов отечественная промышленность была в состоянии обеспечить потребности Красной Армии в химическом имуществе. Определенным подтверждением этому является оценка состояния химической промышленности СССР немецкими партнерами. В разделе немецкого справочника «Вооружение мира» в 1934г., посвященном СССР, указывалось, что в Красной Армии особенно хорошо организованы разведка отравляющих веществ и защита от них. Исчерпывающие данные о состоянии химических войск РККА излагались в специальных докладах абвера, начиная с 1937г. Из них следовало, что по основным показателям, организации и структуре войска СССР не уступали немецким.