Состояние пожарной безопасности на территории Краснодарского края и пути ее совершенствования

Требования пожарной безопасности в той или иной степени, безусловно ограничивают права граждан. Например, необходимо соблюдать противопожарные расстояния, производить отделку путей эвакуации пожаробезопасными материалами и т.д. Тем не менее, выполнение установленных требований пожарной безопасности значительно снижает риски возникновения пожаров на объектах защиты. Вступившие в силу новые нормативно-технические документы в области пожарной безопасности позволили установить чёткую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов.

В настоящее время можно говорить о сложившейся в Российской Федерации единой системе обеспечения пожарной безопасности, под которой понимается совокупность правовых, организационных, технических и надзорных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Ключевым звеном в этой системе является МЧС России, одной из основных задач которого является реализация единой государственной политике в области пожарной безопасности.

Практическую реализацию возложенных на МЧС России задач по осуществлению государственного надзора за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами, установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют органы федерального государственного пожарного надзора.  В настоящее время в ряд законодательных актов РФ, регламентирующие требования пожарной безопасности внесены изменения, касающиеся снижения излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства и малого бизнеса.

Дело в том, что с вступлением в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», законодательно определена процедура проведения надзорных мероприятий со стороны контролирующих органов. Документ устанавливает особый порядок проведения надзорных мероприятий.

При проведении мероприятий по надзору органы федерального государственного пожарного надзора руководствуются следующими Федеральными законами (ФЗ) Российской Федерации и постановлением правительства РФ:

- ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также иными законодательными актами РФ в области пожарной безопасности. Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют плановые и внеплановые проверки за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты.

Плановые проверки объектов защиты проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) ежегодных графиков плановых проверок на год, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) Истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) Наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) Поступление в орган государственного пожарного надзора:

- сведений от организаций (собственника объекта) о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

- информации от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде в случае возникновения пожара.

4) Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) Получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение установленных требований в области пожарной безопасности, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, снижая излишние административные барьеры на пути развития предпринимательства, государство повышает ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение требований пожарной безопасности. Первые результаты уже есть. Это изменения в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), устанавливающие перечень составов административных правонарушений в области пожарной безопасности и предусматривающие значительное увеличение сумм штрафных санкций, как на должностных лиц (до 50 тыс.руб.), так и на юридические лица (до 500 тыс.руб.).

Одной из основных приоритетных направлений деятельности МЧС России является лицензирование отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности. С принятием Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в этой области произошли значительные изменения. Основной целью принятого закона явилось сокращение лицензируемых видов деятельности, повышение прозрачности процедур лицензирования и контроля за лицензиатами.

Важным законодательным актом в области лицензирование стало вступившее в силу 20 января 2012 года постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», которое четко определило виды работ, отнесенных к лицензируемым видам деятельности. Выполнение данных работ на объектах всех форм собственности, а так же вне зависимости от функционального или хозяйственного назначения, может осуществляться хозяйствующими субъектами только при наличии лицензии МЧС России на право осуществления указанного вида деятельности.  При этом, осуществление такой деятельности без соответствующей лицензии МЧС России является как административным правонарушением, так и уголовным преступлением.

Немаловажным направлением в работе управления надзорной деятельности Краснодарского края является осуществление государственного надзора за выполнением органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При проведении надзорных функций инспекторы государственного пожарного надзора руководствуются следующими нормативными документами:

- ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

- ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- ФЗ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне»;

- Ведомственные нормативные документы МЧС России (Административные регламенты).

Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусматривает наложение штрафных санкций, на должностных лиц (до 20 тыс.руб.), на юридические лица (до 200 тыс.руб.).

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что внесенные в законодательство изменения коренным образом изменили отношение хозяйствующих субъектов к вопросам обеспечения противопожарной защиты зданий и сооружений.

Большая ответственность в деле пресечения нарушений требований пожарной безопасности ложится на плечи инспекторов федерального государственного пожарного надзора. От их профессионализма и компетентности при проведении надзорных мероприятий зависит жизнь и здоровье сотен и даже тысяч людей.

На территории Краснодарского края функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора возложены на управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. В состав управления входят 44 территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности, расположенные во всех городах и районах края.

Для справки: на территории Краснодарского края находиться свыше 64 тысяч объектов, поднадзорных государственному пожарному надзору. Необходимо отметить, что на сегодняшний день, среднегодовой показатель проведенных проверок поднадзорных объектов, приходящихся на 1 инспектора государственного пожарного надзора Краснодарского края, составляет более 90 объектов.

Ежегодно инспекторами федерального государственного пожарного надзора Краснодарского края осуществляется более 22 тысяч мероприятий по надзору за соблюдением органами местного самоуправления, организациями и гражданами, установленных требований пожарной безопасности. В ходе проводимых мероприятий выявляется свыше 270 нарушений требований пожарной безопасности. К ответственности привлекается более 21 тысячи хозяйствующих субъектов.

Тем не менее, количество проводимых проверок постепенно снижается. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день процедуры проведения надзорных функций строго регламентированы и находятся под контролем.

В целом, анализируя надзорную деятельность органов государственного пожарного надзора Краснодарского края можно сделать вывод о том, что проводимая предметная работа положительно повлияла на развитие обстановки с пожарами на территории края. Результатом её является снижение общего количества пожаров, гибели и травмирования на пожарах людей за последние пять лет.

Для примера можно привести статистические цифры по произошедшим за последние пять лет на территории края пожарам, количеству погибших и пострадавших людей в результате их возникновения. Так если в 2007 году в крае произошло 4391 пожаров, при которых погибло 427 человек, травмы получили 404, то в 2011 году число пожаров составило 4168, число погибших 334, травмировано 313 человек соответственно. Как видно из приведенного примера положительная динамика на лицо. Похожая ситуация наблюдается в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ограничения их последствий.

Эффективным средством обеспечения публичности и открытости в деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору являются совместные совещания с представителями объединений предпринимателей. В управлении надзорной деятельности по Краснодарскому краю постоянно действуют советы, консультационные группы облегчающие гражданам, занимающимся малым и средним бизнесом, получить в органах надзора различные разрешительные документы.

Активно развивается взаимодействие с судами по применению такой формы пресечения правонарушений как административное приостановление деятельности объектов, находящихся в неудовлетворительном противопожарном состоянии.

К сожалению, ресурсы государственного пожарного надзора ограничены и развернуть одновременно аналогичную масштабную работу по всем направлениям не представляется возможным. Поэтому важен и такой аспект деятельности в области пожарной безопасности, как противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности. В существующем правовом поле такая работа является практически единственным инструментом доведения до населения требований пожарной безопасности, особенно в жилом секторе. Публикация в ряде периодических изданий и на сайте Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю перечня объектов, находящихся в наиболее пожароугрожаемом состоянии, вызвала широкий общественный резонанс. Такая форма общественного воздействия на руководителей соответствующих организаций приносит положительный результат и активно применяется органами надзорной деятельности городов и районов края.

Важным аспектом в деятельности федерального государственного пожарного надзора является взаимодействие с общественными организациями, прежде всего с Всероссийским добровольным пожарным обществом, имеющим хорошие исторические традиции, соответствующую развитую структуру и материально- техническую базу. Основными направлениями взаимодействия является работа по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности, проведение организационно-массовых мероприятий, организация дружин юных пожарных, выполнение социально значимых противопожарных работ.

В настоящее время в управлении надзорной деятельности по Краснодарскому краю ведется работа по улучшению качества работы органов государственного пожарного надзора. Приоритетными направлениями развития являются:

1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления федерального государственного пожарного надзора в современных социально-экономических условиях.

2. Модернизация форм и методов осуществления надзорной деятельности с целью повышения ее эффективности, обеспечение прозрачности и открытости процедур проведения мероприятий по контролю.

3. Улучшение качества подготовки инспекторского состава посредством использования форм обучения, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, самоподготовки.

4. Повышение материально-технического оснащения органов федерального государственного пожарного надзора.

Реализация приоритетных направлений развития позволит повысить: эффективность федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уровень противопожарной защиты объектов и территорий, обеспечить дальнейшее снижение количества пожаров и числа погибших на них людей.

В свою очередь сотрудники федерального государственного пожарного надзора полны решимости и дальше совершенствовать свою работу, прилагать все усилия для спасения человеческих жизней, сохранения материальных ценностей, служить на благо народа. Признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина - являются высшей ценностью государства и охраняются законом.

Подробную информацию о работе управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю можно получить, обратившись по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 95/1 или телефону: 8 (861) 225-34-04.

Также информация о работе органов надзорной деятельности Краснодарского края размещена на официальном сайте Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в сети интернет www.23.mchs.gov.ru.

Контакты

8 (861) 991-11-76 (доб. 5522)
Приемная начальника ГУ МЧС России по Краснодарскому краю
01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (861) 268-64-40
Единый «телефон доверия»
gu@23.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)