Николай Ситников
В сочинской пожарной охране Николая Ситникова, пожалуй, знают все. Он - человек - легенда. Работал сначала пожарным, затем инспектором, отдал профессии более четверти века. А еще в самом начале службы начал писать стихи. С Николаем Ивановичем мы познакомились в Сочи на концерте для личного состава группировки МЧС России, обеспечивающей безопасность при проведении Олимпийских и Паралимпийских Игр.
Так сразу и не скажешь, что Николаю Ситникову за 75 лет. Энергичный подтянутый мужчина, бодрым голосом читал со сцены собственные произведения.
…хоть глазки их горят огнем,
Но не должны гореть объекты,
Порядок наведи кругом,
И улыбнется вам инспектор…
Стихи звучали не с разу. Начал встречу со слушателями Николай Ситников с воспоминаний. Рассказывал об армейской службе в морской авиации на севере. О пришедшемся на ту пору Карибском кризисе, когда Советский Союз, разместивший на Кубе оружие, конфликтовал с США. О знаменитой фразе лидера СССР Никиты Хрущева с трибуны ассамблеи ООН. Наконец, о нескончаемых собственноручно переданных шифровках и взлетающих по ним бомбардировщиках. Аудитория внимала каждому слову. Интерес усилился, когда ветеран заговорил о работе в пожарной охране.
-Судьба бросала меня в разные города, - вспоминает Николай Ситников.
Не поспоришь. Родился Николай Иванович в Валуйках Белгородской области. Окончил полный курс Воронежского государственного университета. Трудился в Тамбове преподавателем и инструктором Совета по туризму. Переехал в Сочи. Работал экскурсоводом, затем матросом-спасателем.
-В конце шестидесятых искал постоянную, серьезную работу, - говорит Николай Иванович. – Посоветовали пойти в пожарную охрану. Устроился и ни разу не пожалел.
Первые пять лет Ситников тушил загорания и пожары. Начальство добросовестный труд оценило – предложило перейти на руководящую должность. Николай Иванович отказался. Говорит, звезды на погонах не интересовали, хотелось работать на земле. Так стал инспектором. Вспоминает, всегда нравилось ходить, общаться с населением или, как принято говорить сегодня, вести профилактическую работу. Обследовать на предмет пожарной безопасности различные объекты - от зданий до знаменитого пляжа Ривьера. Случаи были самые разные. Зачастую, и штрафы выписывал.
-А как реагировать по-другому, - улыбается Ситников. – Если в пожарном щите вместо лома лежит обычная загнутая труба.
Успешно устанавливал причины различных пожаров, благо опыт позволял. При этом стихотворные строчки рождались сами собой.
-Я сочинял и раньше. Немного, - Николай Ситников возвращается в прошлое. – Но когда пришел в пожарную охрану начал писать серьезно. Без сомнения, это событие поспособствовало творческому росту.
Профессии посвящено немало произведений. Наберется солидный том. Будни огнеборцев описаны простым, понятным языком.
Вздыхает за спиной спасенный дом.
Промокли куртки от воды и пота.
Устали мы, но выполнили долг.
Устали… Ничего… Работа есть работа.
Особое место в творчестве поэт отводит своему командиру Алексею Петровичу Кравцу, профессионалу с большой буквы, человеку грамотному, бесстрашному и порядочному. Многому у него научился – не скрывает ветеран.
Пожарная тематика имеет место быть и в лирике Ситникова.
В сборнике, посвященном прекрасному полу, есть стихотворение с горяще-говорящим названием «Огнеопасная женщина».
Твой взгляд, как молния: и вспышка, и удар!
И разгорается в мужских сердцах пожар.
И хоть кричи: «Спасите, караул!»
Тут не поможет и отличный караул.
Горят пожарные от этого огня.
Не потушить и пеною меня.
Горимость скачет вверх от женской красоты.
Неисправимый поджигатель ты.
Старшина Ситников ушел на пенсию в середине девяностых. А в 2001 году его приняли в Союз писателей России.
Сегодня Николай Иванович – желанный гость на встречах и с читателями, и со спасателями. Слушать его чрезвычайно интересно. Проверено на личном опыте.
Степан Данекин, 08.02.2014 года